Posted 27 ноября 2009,, 00:30

Published 27 ноября 2009,, 00:30

Modified 8 марта, 07:22

Updated 8 марта, 07:22

Адвокаты и правозащитники просят граждан не давать сдачи милиции - это опасно для жизни

Адвокаты и правозащитники просят граждан не давать сдачи милиции - это опасно для жизни

27 ноября 2009, 00:30
Адвокаты и правозащитники просят граждан не давать сдачи милиции - это опасно для жизни

«Чистейшая провокация, последствия которой трудно предсказать», - так расценили некоторые читатели «Новых Известий» сенсационное заявление министра внутренних дел Рашида Нургалиева, взорвавшее в четверг все российское общество. Напомним, глава МВД подтвердил право граждан на необходимую самооборону, которая позволяет им защищаться в случае любого незаконного нападения, в том числе и со стороны сотрудника милиции. Однако вместо благодарности министру «гражданские» выражают вполне обоснованное опасение перед «силовиками». Так, один из читателей нашей газеты под псевдонимом «Старик» признается на интернет-форуме «НИ», что правом на самооборону «готов воспользоваться, если пойму, что будут убивать, а так – нет, я не самоубийца». «Не рискну, почки жалко»,- вторит ему «Скептик», другой участник форума.

Похоже, под этими словами готовы подписаться большинство жителей нашей страны. К примеру, РИА Новости утверждает, что большая часть блогеров скептически отнеслась к возможности самообороны от «оборотней в погонах», а адвокаты вообще поспешили предупредить россиян о рисках, вытекающих из попыток «дать сдачи» людям в форме.

Естественно, столкнувшись с огромной волной обсуждения в СМИ и Интернете, МВД России поторопилось «разъяснить» заявление своего босса.

«Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватным, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и, тем более, если он применяет насилие, в такой ситуации граждане вправе оказать ему сопротивление», - сказал в четверг РИА Новости начальник Управления общественных связей МВД России генерал-майор милиции Валерий Грибакин.

Здесь «возникает институт крайней необходимости и самообороны», подчеркнул Грибакин. По его словам, «если гражданин не нарушает общественный порядок, не совершил преступления, не находится в розыске, у сотрудника милиции нет повода предъявлять к нему претензии».

«Повода нет, а настроение очень даже может быть. Вон Евсюков сколько претензий напредъявлял без повода», - не без сарказма прокомментировал заверения генерала Грибакина участник интернет-форума «НИ» «Скептик».

Не очень-то верят министру и известные адвокаты, которые не советуют россиянам «давать сдачи» человеку в погонах, поскольку сопротивление сотруднику милиции даже в случае его неправомерных действий может обернуться не в пользу гражданина.

Председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов адвокат Анатолий Кучерена сказал РИА Новости, что милиция должна нести ответственность за свои противоправные действия, вплоть до уголовной: «Но говорить о том, что мы должны ей отпор давать... Конечно, бывают разные ситуации, но я считаю, что эта ситуация будет не в пользу гражданина, а в пользу милиционера, который всегда может сказать: я был на службе, он совершил такое-то правонарушение, преступление, я его задерживал, а он оказал мне сопротивление или посягал на мою жизнь».

Адвокат напомнил и о тех статьях Уголовного кодекса, которые касаются сопротивления и неповиновения сотруднику милиции и предполагают уголовную или административную ответственность.

«Мне кажется, недоразумение произошло, я не хочу верить в то, что министр мог такое сказать... Если мы будем призывать граждан наших драться с милицией, ну мы так далеко зайдем, - сказал Кучерена. - Как потом гражданин будет доказывать, что сотрудник милиции на него напал, если сотрудник милиции выполнял свой профессиональный долг?».

Со своей стороны, известный правозащитник, адвокат Игорь Трунов напомнил, что самооборону в России сейчас регламентирует уголовное законодательство, но регламент самообороны «сегодня отнюдь не в пользу гражданина». Трунов отметил, что статья 18 закона «О милиции» гласит: милиционер «находится при исполнении всегда и везде», и напомнил содержание статьи 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). «Таким образом, я считаю, что подобная реакция (дать сдачи милиционеру) на сегодняшний день опасна смертной казнью», - сказал юрист.

Смертная казнь в России не применяется, хотя и предусмотрена в ряде статей УК.

Со своими коллегами согласен и адвокат Генри Резник. По его словам, право гражданина на самооборону от милиционера в случае агрессии последнего может обернуться «драматическими» последствиями в суде.

«Практика показывает, что в такого рода коллизиях наши суды исходят из абсолютного доверия к показаниям сотрудников милиции, потому тому гражданину, который решил себя защитить, придется несладко», - сказал г-н Резник в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

«Это тот самый случай, когда право имеешь, но не можешь», - сказал адвокат.

Действительно, согласно статье 317 Уголовного кодекса РФ, «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа... наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью», напоминает РИА Новости российское законодательство. Помимо этого, статья 318 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок от пяти до десяти лет за «применение насилия в отношении представителя власти». Представителем власти в Уголовном кодексе признается, в частности, «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа».

Под необходимой обороной статья 37 УК РФ подразумевает «защиту личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия».

Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица «независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения».

В соответствии со статьей 39 УК РФ, «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости».

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, «явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный». Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Министр Нургалиев сказал в четверг, что преступления, совершенные милиционерами, - это большая боль для всех сотрудников милиции. По каждому такому случаю проводится тщательная проверка, и действиям каждого милиционера дается соответствующая правовая оценка, сказал глава МВД.

«Мы не должны замалчивать эту ситуацию, выгораживать ее. Мы должны оценить ее, переболеть все - от участкового до руководства», - сказал Нургалиев.

О том, насколько слова министра соответствуют истине, может показать исход дела Евсюкова – бывшего начальника ОВД «Царицыно», устроившего стрельбу по посетителям супермаркета. Вопрос лишь в том, когда состоится суд над убийцей, если он вообще состоится. А тем временем люди в погонах продолжают совершать все новые и новые преступления. Так, в среду, 25 ноября, в Петербурге был задержан сержант милиции, который, по версии следствия, на «почве личных неприязненных отношений» в ночь со 2 на 3 ноября избил гражданина ногами. Потерпевший через несколько дней умер в больнице от разрыва мочевого пузыря. А в Москве следователи также в среду предъявили обвинение сержанту милиции Анверу Ибрагимову, подозреваемому в избиении до смерти уроженца Абхазии Эдуарда Гурцкая. Инцидент произошел вечером 23 ноября.

"