Posted 26 ноября 2006,, 21:00

Published 26 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Точечный ядерный удар

Точечный ядерный удар

26 ноября 2006, 21:00
Шум вокруг отравления Александра Литвиненко принимает характер всемирного скандала. Уже очевидно, что репутация Москвы в мире серьезно испорчена, однако остается загадкой, кому понадобилось губить бывшего офицера ФСБ, да еще и столь изощренно – при помощи щепотки радиоактивного металла полония. Между тем основания пола

Александр Литвиненко утверждал, что ему стало плохо после встречи в лондонском ресторане с итальянским информатором, якобы передавшим ему список людей, так или иначе причастных к убийству Анны Политковской. Однако обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов отрицает связь между попытками отравлений Литвиненко и гибелью Политковской. «Как человек, причастный к следствию по делу Политковской, я утверждаю: если бы у Литвиненко действительно имелась подобная информация, он не стал бы дожидаться какой-то встречи с сомнительным источником, а сразу передал бы все сведения к нам в редакцию», – заявил «НИ» Вячеслав Измайлов.

Политтехнолог Станислав Белковский выдвинул «НИ» собственную версию – Литвиненко устранили бывшие коллеги, прибывшие навестить его в Лондон. Итальянец Марио Скарамелла, скорее всего, был «агентом прикрытия». Видимо, на него впоследствии планировалось «перевести стрелки», но этого не получилось из-за недостаточно техничного исполнения операции. «Убийство Литвиненко и Политковской, безусловно, звенья одной цепи и акты одной драмы, – считает Белковский. – Очевидно, что убивают людей, чья гибель имеет большой негативный резонанс на Западе, и заказчикам это было ясно изначально. Поэтому убийства Политковской и Литвиненко ни в коем случае не выгодны Путину».

По версии Белковского, возможно, организаторы покушений поначалу надеялись, что одного убийства Политковской будет достаточно, чтоб вызвать нужную им реакцию президента РФ. Однако оказалось недостаточно, поэтому в жертву принесли еще и Литвиненко. «Как я предполагаю, это сознательная провокация спецслужб против своего руководства с намерением убедить Путина: уволить нынешних начальников федеральных силовых структур и как можно скорее определиться с преемником».

Специалист одного из московских оборонных предприятий, руководитель отдела сопровождения радиоактивных материалов и приборов Дмитрий Вартанов сомневается в том, что погубить Литвиненко могли те люди, с которыми он встречался в ресторане накануне отравления. Как отметил Вартанов в разговоре с «НИ», переместить несколько граммов изотопа радиоактивного полония возможно только в свинцовом контейнере размером с небольшой сейф. Только так будет обеспечена безопасность всем участникам такой перевозки. Но голыми руками достать и выложить содержимое подобного контейнера, например, в блюдо с суши, невозможно без вреда для здоровья, нужен специальный защитный костюм – такой, как показывают в фильмах-катастрофах – гибрид пожарной экипировки с водолазным шлемом.

«Конечно, можно предположить, что у спецслужб появился мини-контейнер, размеры которого не привлекают внимания, – говорит «НИ» г-н Вартанов. – Но в техническом обеспечении российских объектов ядерной энергетики таких портативных упаковок нет. К тому же Марио Скарамелла в день встречи в ресторане и Андрей Луговой во время визита к Литвиненко были одеты в цивильные костюмы. Если допустить, что отравитель кто-то из них и что этому несчастному пришлось обращаться с радиоактивным веществом напрямую, то очень скоро этого человека постигнет участь самого Литвиненко».

Однако, по словам г-на Вартанова, вывезти за границу любое количество радиоактивного вещества из России невозможно без оформления десятков разрешительных документов из весьма серьезных ведомств. «Бесконтрольно такая операция по вывозу не может быть проведена, – утверждает Вартанов. – Тем более невозможно купить радиоактивное вещество где-нибудь в западной стране – след такой покупки растянулся бы на каждый шаг покупателя. Будь российские агенты причастны к доставке полония в Лондон, они все «засветились» бы перед иностранными разведками с таким же эффектом, как если бы просто позвонили в МИ 5 и предложили сдаться».

Мнение специалиста Минатома разделяет подполковник запаса, ветеран подразделения «Вымпел» Вячеслав Заволока. Радиоактивные вещества российской разведкой не применяются главным образом по причинам дороговизны и невозможности закамуфлировать операцию.

Как известно, Александр Литвиненко был одним из людей, особо приближенных к Борису Березовскому. От подробных комментариев по поводу отравления и смерти Литвиненко олигарх отказался, сославшись на желание дождаться официального заключения расследования. Березовский обещал высказаться, как только появятся результаты следствия.

Обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов считает, что обелять российские спецслужбы не следует. Как заявил Измайлов «НИ», убирать отработанные фигуры, которые уже не имеют реального влияния, – в традициях наших спецслужб, и если их сотрудники могли взорвать Яндарбиева с ребенком в Катаре, ликвидировать людей, представших перед судом, которым была определена официальная мера наказания, то еще одна смерть не проблема. Или даже пять, десять смертей – не важно.

«Я знаю многих сотрудников спецслужб, с некоторыми дружу. Среди них есть по-настоящему порядочные люди, – говорит Измайлов. – Но они не могут повлиять на общую тенденцию и методы работы. Методы не меняются, несмотря на то, что каждое убийство обставляется по-разному и каждый раз подбираются различные «отвлекающие» факторы».

КСТАТИ

Как сообщил «НИ» эксперт Дмитрий Вартанов, полоний в 4 триллиона раз токсичнее синильной кислоты. Если, к примеру, 1 граммом цианида можно отравить весь ресторан, то в случае с Литвиненко для наступления столь тяжких последствий достаточно было всего лишь нескольких атомов (!) полония.

"