Posted 26 октября 2015,, 21:00

Published 26 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Дефицит понимания

Дефицит понимания

26 октября 2015, 21:00
В России каждый год примерно 10 тысяч человек заболевают ВИЧ. Такая цифра прозвучала на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан в минувшую пятницу. Хотя вирус давно уже распространяется не только среди маргинальных групп населения, его носители по-прежнему сталкиваются с негативными сте

Сейчас в России проживают уже более миллиона больных ВИЧ. Каждый год, по официальным данным Минздрава, эта цифра увеличивается еще на 10 тысяч человек. Однако даже получить необходимую антиретровирусную терапию могут далеко не все: не хватает финансирования. Ради экономии бюджета каждый регион берет на лечение только ВИЧ-инфицированных, прописанных на их территории, нарушая права пациентов на свободу передвижения и выбор места жительства.

Вячеслава К., о котором неоднократно писали «НИ», в конце концов вынудили улететь из Москвы в родной Новосибирск, чтобы получить необходимые лекарства. Однако прекращать судебную тяжбу со столичным департаментом здравоохранения он не намерен. «Я больше не мог рисковать здоровьем и доводить себя до состояния, когда меня увозят на «скорой» в инфекционную больницу. Но тот факт, что меня отказываются лечить в СПИД-центре Москвы из-за отсутствия постоянной прописки, несмотря на то, что я здесь 10 лет проработал и платил налоги, считаю абсурдным. Помощь ВИЧ-положительным гражданам не должна оказываться исходя из привязки к региону рождения. И я буду биться в суде до вынесения положительного решения», – поделился с «НИ» Вячеслав К.

Департамент, в свою очередь, настаивает, что не может ничем помочь, поскольку бюджет рассчитан только на москвичей. «Гости столицы», даже с временной регистрацией, в нем не предусмотрены.

В 2015 году только 23% ВИЧ-инфицированных получали необходимую антиретровирусную терапию. При таком раскладе к 2020 году число больных возрастет на 250% и эпидемия выйдет из-под контроля. Об этом заявила в минувшую пятницу на заседании правительственной комиссии министр здравоохранения Вероника Скворцова. Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился за полгода подготовить и представить государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ.

«Вирус иммунодефицита распространяется не только среди наркозависимых, уязвимых групп населения. Ситуация уже изменилась – это опаснейшая инфекция, которая на самом деле может поразить практически любого человека, – отмечал премьер-министр Дмитрий Медведев. – В отношении ВИЧ-инфицированных действуют определенные стереотипы, но по понятным причинам это такие же граждане нашей страны, они не должны быть никакими изгоями».

Пока исполнительная власть призывает отказаться от стереотипов в отношении ВИЧ-положительных, власть законодательная продолжает порождать инициативы, лишь усиливающие стигматизацию инфицированных. Месяц назад в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий желающих вступить в брак при подаче заявления в ЗАГС предоставлять справку с результатами анализа на ВИЧ-инфекцию. Депутаты посчитали, что таким образом удастся выявить новых скрытых больных и снизить число инфицированных новорожденных. Ранее Госдума рассматривала законопроект об обязательной дактилоскопии для ВИЧ-инфицированных. Правда, он не прошел даже первое чтение.

«Законопроект посчитали неэффективным, но я буду снова его продвигать, – рассказал «НИ» автор этого законопроекта, депутат Роман Худяков. – У нас почему-то решили, что элементарно спасать жизни людей неэффективно. Испугались, что данные будут известны всем, хотя это бред и ерунда. Только полиция, правоохранительные органы и врачи могли бы ими пользоваться». Кроме того, по мнению депутата, база данных с отпечатками пальцев ВИЧ-инфицированных помогла бы жестко контролировать таких людей, чтобы они не заражали других.

Провериться на ВИЧ стоит не только гражданам из группы риска: вирус может поразить любого.

«Среди депутатов, безусловно, стоит провести ликбез на тему ВИЧ, чтобы они в дальнейшем не предлагали ненужных вещей, – отметил «НИ» программный директор Фонда помощи в области СПИДа в России Денис Годлевский. – Люди не обязаны рассекречивать медицинскую тайну перед сотрудниками ЗАГСа. Да, проверяться в идеале должны все раз в полгода. Но делать это обязательным условием для вступления в брак – абсурд. О дактилоскопии можно сказать то же самое, никаких насущных проблем она не решит».

Однако разъяснительные беседы нужно проводить не только с чиновниками, но и с врачами: некоторые медики отказываются лечить ВИЧ-инфицированных. Так, в апреле активиста движения «Пациентский контроль» Андрея Скворцова выписали из больницы РЖД в Санкт-Петербурге, куда он попал с переломом ключицы. Оперировать его отказались: «Меня преспокойно отправили домой, узнав, что у меня ВИЧ».

С такими отказами ВИЧ-положительные сталкиваются постоянно. Отстаивать свои права решаются единицы. «Ко мне беременная женщина из Курска обратилась за помощью, когда уже была на девятом месяце, боялась каких-то репрессий, – рассказал «НИ» активист движения «Пациентский контроль» Александр Ездаков. – Она встала на учет в женской консультации, где ей открыто заявили, что, поскольку у нее ВИЧ, анализы здесь брать никто не будет. Ей приходилось из пригорода ездить в СПИД-центр, там сдавать анализы, а потом привозить результаты в женскую консультацию. Мы добились того, что врач-гинеколог понес дисциплинарное взыскание».

Правозащитники стараются не доводить дело до суда, а добиваться справедливости через главврача или местный орган здравоохранения. «В Городской Мариинской больнице Санкт-Петербурга женщине с ВИЧ нужна была операция после перелома, но ее госпитализировать отказывались. На словах говорили, что именно из-за ВИЧ. Если бы мы потребовали официальный отказ – там, конечно же, другую причину указали бы. Операцию сделали только после того, как мы вместе пришли к завотделением и я провел врачу ликбез по ВИЧ, объяснил юридические последствия их отказа», – рассказал «НИ» Александр Ездаков.

С неадекватной реакцией ВИЧ-инфицированные сталкиваются и на работе. «Работодатели очень хитры. Они просто выдавливают человека с работы, скрыто намекая, что ВИЧ-инфицированным здесь не место, – рассказал «НИ» менеджер проектов в благотворительном фонде поддержки социальных инициатив и общественного здравоохранения Евгений Сорокоумов. – Доходит даже до того, что в коллективе распускаются слухи. Человек просто не выдерживает такого давления и пишет заявление об увольнении «по собственному желанию». А когда такой документ есть, уже никакие юристы никаких противоправных действий не докажут». По его словам, наиболее известный случай произошел в 2014 году, когда ВИЧ-положительного юриста вынудили написать заявление об уходе из коммерческого банка.

«Многие врачи до сих пор мыслят какими-то стереотипами и ведут себя соответствующе, что уж говорить об остальных, – отметил «НИ» Денис Годлевский. – Нам нужна грамотно выстроенная стратегия по информированию населения. Люди должны знать и понимать, что ВИЧ-инфицированные не представляют угрозу и дотрагиваться до них можно совершенно спокойно. Но одних буклетиков и плакатов в больницах недостаточно».

Больше всего ВИЧ-положительных украинцев живут в Донбассе

Украина достигла значительного успеха в борьбе против распространения ВИЧ за последние пять лет. Об этом говорится в заявлении руководителя UNAIDS (объединение организаций под эгидой ООН для борьбы со СПИДом) на Украине Яцека Тишко, обнародованном в начале октября. Темпы передачи ВИЧ от матери к ребенку снизились в семь раз, охват лечением ВИЧ вырос в 20 раз: сейчас терапию получают 66 тыс. человек. Но в течение следующей «пятилетки» стране придется удвоить ресурсы, необходимые для того, чтобы остановить распространение вируса. В начале года стало известно, что Глобальный фонд по борьбе со СПИДом выделил Украине 134 млн. долларов. Эти средства будут направлены на программы профилактики, лечения, ухода и социальной поддержки больных ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. За восемь месяцев 2015 года на Украине, по данным Украинского центра контроля за социально опасными заболеваниями министерства здравоохранения страны, было зарегистрировано 9988 новых случая ВИЧ-инфекции (из них 1960 – у детей до 14 лет). Всего c 1987 года на Украине официально зарегистрировано 274477 случаев ВИЧ-инфекции. От СПИДа в Украине умерли 37311 человек, из них 409 детей. (Данные по Крыму и Севастополю после присоединения этих территорий к России – с апреля 2014 года – не учитываются). Также отсутствуют данные по некоторым месяцам из Донецкой и Луганской областей, с лета 2014 года сведения из этих регионов не поступают в полном объеме. Однако известно, что Донбасс лидирует на Украине по количеству ВИЧ-инфицированных. В Донецкой области – 20 тысяч инфицированных.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев


Число больных СПИДом в Израиле стало медленно возрастать

В Израиле проблема СПИДа сегодня стоит достаточно остро – и это несмотря на то, что в октябре 2006 года международные медицинские организации признали Израиль образцом для подражания в противостоянии этой болезни. В конце нулевых годов рост числа заболевших в стране стал медленно возрастать. Причину некоторые ответственные работники министерства здравоохранения видят в том, что в начале 2010-х в Израиль хлынул поток африканских нелегалов, многие из которых могли быть носителями инфекции. Но с такой точкой зрения большинство представителей медицинского сообщества не согласилось: африканские нелегалы представляют закрытые сообщества и едва ли могут влиять на распространение ВИЧ среди израильских граждан. И все же качество лечения СПИДа в Израиле считается беспрецедентным. Именно здесь, всего лишь через несколько месяцев после открытия этой болезни в 1981 году, был запущен специальный антивирусный проект, спасший немало жизней. Благодаря препаратам, разработанным в Первом медицинском центре Анти-СПИД в Тель-Авиве, процент заражения ВИЧ матерью новорожденного резко снизился.
Валентин БОЙНИК, Иерусалим


Депортацию ВИЧ-инфицированных мигрантов могут отменить

В пятницу, 23 октября, депутаты приняли в первом чтении правительственный законопроект, который разрешает иностранцам с ВИЧ жить в России, если у них здесь есть близкие родственники. При этом неважно, являются ли члены семьи мигранта гражданами РФ или иностранцами – учитывается факт постоянного проживания семьи в нашей стране. Сейчас мигранты не могут получить ни разрешение на временное проживание, ни вид на жительство без справки с результатами анализа на ВИЧ. Инфицированные подлежат депортации.
Ранее Конституционный суд принял постановление о том, что ВИЧ-инфицированные иностранцы, имеющие семьи в России, могут здесь жить. Более того, еще в 2006 году КС РФ принял определение, которое гласило, что «правоприменительными органами и судами – исходя из гуманитарных соображений – учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства». Но, как отмечали правозащитники, в судебной практике такого учета практически не происходило. Теперь Госдума решила исполнить постановление Конституционного суда и внести поправки в федеральное законодательство.
«Уже давно пора России стать страной, где не действуют эти чудовищные правила на ограничения во въезде и пребывании в стране, если у иностранца ВИЧ, – отметил «НИ» программный директор Фонда помощи в области СПИДа в России Денис Годлевский. – Эта одна из немногих инициатив, которую можно назвать положительной, продуманной, направленной на решение проблем».
Анастасия ИВАНОВА

"