Posted 26 октября 2009,, 21:00

Published 26 октября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:13

Updated 8 марта, 07:13

Резонанс

26 октября 2009, 21:00
Ответ ФБУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия на статью «Я был на грани жизни и смерти» автора Полины Самойловой, опубликованную в ежедневной газете «Новый Известия» № 212 (2567)

20 ноября 2008 года в газете «Новые Известия» была опубликована статья: «Я был на грани жизни и смерти» автора Полины Самойловой, рассказывающая об условно-досрочном освобождении ВИЧ-инфицированного из лечебно-исправительного учреждения № 4, расположенного в Сегежском районе Республики Карелия.

УФСИН России по Республике Карелия во многом несогласно с автором статьи и считает нужным изложить свою точку зрения. Так в рамках данной статьи автором указывалось:

«Как выяснили «НИ», на днях один из судов Карелии вынес прецедентное решение – отпустить из заключения осужденного, который болен СПИДом. Мужчина сумел доказать, что нуждается в срочном лечении и может получить его только на свободе.»

Уголовное законодательство Российской Федерации (ст. 79, 81 УК РФ) четко регламентирует основания для освобождения осужденных к лишению свободы из исправительных учреждений. В список таких оснований входит как освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, так и условно-досрочное освобождение. Осужденный, заболевший тяжелой болезнью, вправе обратиться через администрацию учреждения в суд с ходатайством о своем освобождении. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок медицинского освидетельствования осужденных утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

Другим основанием для освобождения является условно-досрочное освобождение (о котором, по всей видимости, и идет речь в статье). Условно-досрочное освобождение применяется в отношении осужденного, фактически отбывшего установленный срок и в отношении которого судом было признано, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии. Здесь же учитывается его поведение, отношение к труду и учебе. Наличие либо отсутствие ВИЧ-инфекции, а также других заболеваний у осужденного не является основанием для применения или отказа в применении к нему условно-досрочного освобождения.

Далее автором статьи, со слов некоего Виктора П., бывшего заключенного, указывалось:

«…препараты для необходимой ВИЧ-инфицированным терапии в исправительных учреждениях отсутствуют, а больных СПИДом заставляют работать вместе со всеми и не обеспечивают усиленным питанием, хотя это положено по закону.»

По данным УФСИН России по Республике Карелия, лиц с инициалами Виктор П., освобожденных в текущем году из лечебно-исправительного учреждения № 4 в связи с болезнью либо условно-досрочно, зарегистрировано не было.

В настоящее время все поступающие в ЛИУ-4 ВИЧ-инфицированные осужденные проходят через специализированные лечебно-профилактическое учреждение № 2, где им в инфекционном отделении для ВИЧ-инфицированных лиц организуются необходимые обследования, они становятся на диспансерный учет, индивидуально для каждого разрабатываются алгоритм последующих госпитализаций и методика лечения. Отдельные неблагоприятные случаи протекания болезни обусловлены исключительно ранее отсутствовавшим лечением до осуждения, в том числе и по вине больного. В настоящее время в учреждении имеются в наличии все необходимые препараты для проведения антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированным осужденным.

Согласно требований уголовно-исполнительного законодательства (ст. 103 УИК РФ) каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения. Речь идет как об оплачиваемых работах, так и не оплачиваемых работах по благоустройству колонии (уборка помещений, территории ИК, вынос мусора и т.д.). В случае привлечения осужденного к труду в обязательном порядке проводится его медицинское освидетельствование и выносится заключение о трудоспособности. При обращении осужденного с жалобами на плохое самочувствие и, подтверждение данного факта врачом, он освобождается от любых работ. Само по себе наличие ВИЧ-инфекции не является препятствием к его привлечению к труду.

В ЛИУ-4 все больные осужденные питаются по больничной (усиленной) норме, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.08.2005 г. № 125. Кроме того, больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу туберкулеза, дистрофии, язвенной болезни, авитаминоза, анемии, злокачественных образований, а также ВИЧ-инфицированным, ежедневно дополнительно выдается ряд продуктов питания, в т.ч.: мясо, молоко коровье цельное, соки плодовые и ягодные, масло коровье и т.п. Общая калорийность питания на одного осужденного – не менее 3200 Ккал в сутки.

«Адвокат Дмитрий Динзе подтвердил «НИ», что его подзащитного освободили условно-досрочно на основании вывода медиков о необходимости срочного лечения.»

Из лечебно-исправительного учреждения № 4 Республики Карелия осужденные по основаниям, предусмотренным ст.81 УК РФ (в связи с тяжелой болезнью), не освобождались. Между тем, из лечебно-исправительного учреждения № 4 за 10 месяцев 2008 года условно-досрочно было освобождено 83 человека, из них 10 человек ВИЧ-инфицированных, причем ни на одном судебном заседании, на котором рассматривались вопросы условно-досрочного освобождения ВИЧ инфицированных, адвокаты не присутствовали и ни в одном судебном постановлении, вынесенном судом, по результатам рассмотрения ходатайств осужденных, в качестве основания в принятии постановления об условно-досрочном освобождении не указывалось наличие заболевания (в том числе таких, как ВИЧ-инфекция) и необходимости лечения в лечебных учреждениях, не входящих в уголовно-исполнительную систему.

Правовые аспекты условно-досрочного освобождения зафиксированы в статье 79 Уголовного кодекса РФ, части 2 статьи 57 и частях 1–2 статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В силу перечисленных положений УК РФ и УИК РФ заболевание (независимо от его вида) не может служить основанием для условно-досрочного освобождения из учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Пресс-служба УФСИН России по Республике Карелия

Орфография и пунктуация авторов этого письма сохранены.

"