Posted 26 октября 2005,, 20:00

Published 26 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Враг не проедет

26 октября 2005, 20:00
Вчера первый замминистра внутренних дел РФ Александр Чекалин и начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев устроили экскурсию по столичной подземке для 18 экспертов по транспортной безопасности, представляющих страны «большой восьмерки». Иностранные гости увидели новейшие системы контроля и антитеррористической бе

Вчера утром оказавшиеся в вестибюле станции метро «Охотный Ряд» люди удивленно разглядывали скопление милиционеров, машинистов электропоездов и журналистов с телекамерами. Неожиданно в вестибюль вошла группа иностранцев, вели которую милицейский генерал и солидный мужчина в строгом костюме. Как выяснилось, подземку посетили начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, первый замминистра внутренних дел РФ Александр Чекалин и 18 экспертов по транспортной безопасности из Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании и Соединенных Штатов. Заокеанским специалистам предстояло узнать, что Московское метро не только самое прекрасное в мире, но и одно из самых безопасных. Чтобы сразу не шокировать впечатлительных иностранцев красотой подземных дворцов, г-да Чекалин и Гаев решили сначала показать им стеклянную комнату милиции, сооруженную на «Охотном Ряду». Дежурившие здесь две королевы правопорядка четкими рапортами встретили своих начальников и их гостей, однако, когда внутрь ворвалась толпа телевизионщиков, дамы оказались зажаты где-то в углу. Иностранцы с удовольствием посмотрели на двух цветных мониторах реалити-шоу о подземной жизни посетителей столичного метро, после чего покинули гостеприимных милиционерш и отправились дальше.

Спустившись на станцию, Гаев и Чекалин с удивлением обнаружили, что они окружены лишь телевизионными камерами и своими помощниками. Гостей нигде не было. Выяснилось, что еще на пути к эскалатору журналисты профессионально отсекли их от сопровождающих и принялись допрашивать. Дождавшись наконец экспертов, высокопоставленные экскурсоводы с удовольствием подвели их к одному из последних чудес столичной подземки – красно-синему столбу, более известному в узких кругах как «информационный терминал». По словам замминистра МВД, отныне каждый нуждающийся в информации или помощи пассажир может легко их получить, для этого ему достаточно лишь нажать кнопку вызова оператора. Сообщение и видеоизображение пассажира сразу поступают в специальный Ситуационный центр Московского метрополитена, операторы которого помогают человеку сами или подключают другие службы. Начальник метро рассказал, что аналогичные столбы уже установлены на всех станциях Сокольнической линии, а до конца этого года появятся еще на сотне станций наиболее загруженных линий столичной подземки. По его словам, ежедневно регистрируются около 300 обращений: в 70% случаев пассажиры спрашивают, как добраться до той или иной станции, в остальных – ищут свои вещи, вызывают врачей или просто проверяют работоспособность «столбов».

Осмотрев чудо техники, делегация отправилась на перрон. Неожиданно из-за колонны появился милиционер с собакой. Оба излучали отвагу и мужество. Замглавы МВД с гордостью представил своих подчиненных гостям, намекая, что, пока в метро служат такие стражи порядка, террористам здесь делать нечего. В этот момент к станции подали новенький и абсолютно пустой поезд. Начальник метро пригласил дорогих гостей в вагон, после чего лично показал им, что и где нужно нажимать, чтобы связаться с машинистом. Международные эксперты вежливо кивали головами. Так делегация добралась до конечной точки экскурсии – станции метро «Проспект Мира», где располагается управление Московского метрополитена и уникальный Ситуационный центр Московского метрополитена (СЦММ).

В центральном зале СЦММ стояли несколько столов с компьютерами, за которыми трудились операторы. Они попеременно выводили на восемь огромных плазменных мониторов картинки с камер слежения, установленных на станциях, в переходах и на эскалаторах. Сотрудники центра рассказали, что эта уникальная система позволяет в режиме реального времени контролировать практически все подземное пространство столичного метро и оперативно реагировать на происшествия. Как выяснилось, ученые и инженеры столичной подземки смогли решить проблему передачи видеоданных из движущегося поезда и уже установили камеры слежения в вагоне одного из составов. Теперь оператор может контролировать ситуацию внутри вагона и даже связываться с его пассажирами и машинистом через отдельный канал громкой связи. По словам г-на Гаева, в течение ближайших месяцев камеры наблюдения появятся и в остальных 4,9 тыс. вагонах.

Тут же гости убедились в работоспособности системы. На одном из мониторов вдруг появилось лицо «случайного» пассажира, который, не моргая, смотрел в камеру. Немая сцена продолжалась около минуты, после чего всех присутствующих разобрал смех. Тут уже не выдержал начальник УВД Московского метрополитена Николай Иванов, который стал громко шептать оператору: «Передай ему – пусть улыбается». Несмотря на просьбу начальства, «подопытный» пассажир упрямо не хотел менять выражение лица, что еще больше веселило делегацию. Аналогичный казус произошел и с дежурной по одной из станций, которую просили проверить работоспособность информационного столба. Женщина в форме в итоге так и не поняла, зачем ей нужно улыбнуться в камеру, чем привела иностранцев в неописуемый восторг.



Стефен РЫБИЦКИ, директор по железнодорожной безопасности министерства внутренней безопасности США

– Для чего вы прибыли в Москву?

–Участниками «Римско-Лионской» группы стран «большой восьмерки» по инициативе МВД России принято решение разработать проект антитеррористической защищенности метрополитенов и железных дорог. Мы приехали сюда, чтобы посмотреть и изучить системы безопасности, которые будут полезны всем нам.

– Сегодня вы были в Московском метро и осмотрели различные системы наблюдения и безопасности. Как вы их оцениваете?

– Я поражен, насколько профессионально поставлена работа ваших правоохранительных органов по контролю за пассажиропотоком в метро. Существуют также системы физической защиты и оперативного прикрытия. Кроме того, хорошо работает система оптимизации взаимодействия между различными структурами в случае чрезвычайных ситуаций.

– Увидели ли вы что-то, что вас поразило до глубины души?

– Если честно, нет. Вообще-то все эти системы есть и у нас.

"