Posted 26 октября 2004,, 20:00

Published 26 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Классика по-венски

Классика по-венски

26 октября 2004, 20:00
У россиян Вена обычно ассоциируется с музыкой, кофе и психоанализом. Но австрийская столица хранит в себе гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. Тем более что самым старым объектам города больше тысячи лет.

Именно в середине XII века Вена становится резиденцией герцогов Бабенбергов. С 1282 года и на протяжении шести столетий бессменными хозяевами Вены становятся Габсбурги. Именно их правлению город обязан готическим обликом собора Святого Стефана, монументальной красотой Хофбурга и барочной пышностью Бельведера…

Своего рода архитектурной панорамой Вены является знаменитый бульвар Ринг, немедленно вызывающий у москвичей ассоциации с Бульварным кольцом. В самом деле, смешение времен и архитектурных стилей сначала вызывало упреки в стилевой мешанине, а затем стало восприниматься как неотъемлемая часть города. Даже появился специальный термин «рингштрассенстиль».

И еще одно сходство между историей двух столиц нетрудно обнаружить. Вспомним систему коммуналок в Советской России. Благородное возмущение булгаковского профессора Преображенского не было понято людьми в кожанках, которые занимались подселением в просторные апартаменты пролетариата и крестьянства. Увы, и этот спокойный европейский город не обошелся без подобного классового вмешательства. Сразу за Рингом следует Гюртель, пояс строений, сменивших собою венские предместья, а за ним начинается так называемая Красная Вена. Она состоит из зданий, построенных социал-демократами в качестве жилья для рабочих в 1920–1930-х годах. Дома эти интересны своей планировкой. Предполагалось, что пролетарские семьи обретут комфорт в квартирах с маленькой кухонькой, кабинетом (!) и спальней. А вот санузел, видимо, представлялся буржуазным излишеством. Ванная, равно как и туалет, были рассчитаны на несколько семей.

Подобного рода коммунальные дома до сих пор можно встретить и в других, даже престижных местах города. Логика подобного расположения ясна: социал-демократы стремились таким образом обеспечить себе наличие сторонников и единомышленников в традиционно недружелюбно настроенных к ним районах. Истинным шедевром архитектуры такого рода можно назвать Карл-Маркс-Хоф (дом Карла Маркса) длиной в километр, строительство которого было завершено в 1930 году.

От модернизма, минуя военные и послевоенные годы, стоит шагнуть к постмодернизму. И здесь, без сомнения, самым ярким его представителем является Фриденсрайх Хундертвассер. Этот человек превращал в сказку все – от собственного имени и до постройки дома. Показательно, что в 1949 году, когда ему исполнился двадцать один год, он окончательно осознал, что с традиционными культурными штампами ему не по пути, и меняет банальные имя и фамилию (Фридрих Стовассер) на многозначительные Фриденсрайх (свободный мир) Хундертвассер (сто вод). Всю свою жизнь художник и архитектор боролся против «тирании прямой линии». Спасение он видел в спирали. Таков и его знаменитый Дом имени себя – Хундертвассерхаус. Этот дом – яркий пример экологического направления в архитектуре. И хотя принадлежит необычное здание городу, то есть является муниципальным жильем, плата за проживание в нем одна из самых высоких в столице.

Особняки в престижных кварталах Вены.

К слову, мнение о том, что Вена остается уютно-консервативным городом с точки зрения архитектуры, существенно развенчивает и возведение…небоскребов. Их строительство ведется только за Дунаем, чтобы не разрушать гармонию исторического центра.

В целом Вена разделена на 23 квартала, причем плата за жилье прямо пропорциональна престижности места проживания и году постройки дома. То же самое, естественно, относится и к покупке недвижимости. К элитным относятся исторический центр (1-й и 3-й), а также 4-й, с 7-го по 9-й, 13-й (где расположен Шенбрунн), 18-й и 19-й кварталы. Рабочими считаются 11-й и 12-й кварталы.

В последние годы был заметен ценовой спад на австрийскую недвижимость. К этой ситуации привело необычное стечение обстоятельств. С одной стороны, строительство активно велось на территории всей страны. С другой, свою роль сыграл экономический спад. Он-то и стал решающим фактором. При первых же признаках финансовой нестабильности заштормило и рынок недвижимости. Поскольку спрос на рынке уменьшился, соответственно, пошли вниз и цены на жилье. В престижных районах цены снижались на 5–10%, в менее престижных – до 30%.

Новые силуэты XXI века.

По признанию городских властей, город до сих пор остался невостребованным, то есть осталась значительная часть непроданного жилья. При этом не менее важен и тот факт, что современные технологии и организация строительства позволили вывести на рынок одновременно дешевые и качественные дома. Именно поэтому типовые постройки 60–80-х годов, не говоря уже об упоминавшихся коммунальных домах, возведенных в 30-х годах, стремительно подешевели.

После вступления страны в Европейский Союз кривая стоимости жилья поползла вверх. И выбор при этом огромен: от небольших студий в городах до огромных вилл в красивых озерных районах или лыжных шале в горах. Соответственно, и в ценах диапазон – от 70 тыс. до 1 млн. долл. – в зависимости от качества и месторасположения жилья.

Можно ли российскому гражданину присоединиться к стройным рядам обладателей венской и – шире – австрийской недвижимости? Следует помнить, что каждая провинция имеет свои правила продажи жилья иностранцам. Если в Бургенланде, Верхней и Нижней Австрии практически нет никаких ограничений, то в Тироле, Форальберге и некоторых районах Зальцбурга приобрести недвижимость практически невозможно. Потенциальный покупатель должен прожить в стране три года до дня покупки, доказать, что Австрия – центр его жизненных интересов, представить рекомендации. Ни одна сделка не вступит в силу без одобрения Комиссии по передаче собственности. Но если это дело затянется или возникнут сложности, не стоит печалиться. Австрия всегда рада видеть вас в качестве гостя, а это, согласитесь, тоже неплохо.