Posted 26 сентября 2013,, 20:00

Published 26 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Особенности национальной охоты… на детей

Особенности национальной охоты… на детей

26 сентября 2013, 20:00
Особенности национальной охоты… на детей

Имидж Финляндии в глазах россиян сильно иcпортился в последнее время. Страна, ранее вызывавшая в памяти образ Вилле Хаапсало из фильма «Особенности национальной охоты», теперь ассоциируется с другой «охотой». Слишком часто достоянием гласности становятся многочисленные истории русских женщин, у которых финские так называемые органы опеки изымали детей.

Первой из них стало громкое дело россиянки Риммы Салонен, у которой на территории РФ похитили сына-россиянина Антона Салонена. Его прятали в финском генконсульстве около месяца, после чего вывезли в Финляндию в багажнике дипмашины. Российский МИД выражал свой решительный протест: ведь действовать подобным образом ни морального, ни юридического права финские дипломаты не имели.

Явно превысили свои права и социальные службы. Мальчика заставляли забыть, что он является гражданином России. Социальные работники запрещали ему говорить на родном русском языке, молиться и креститься. Больше того, финские власти выдвинули уголовные обвинения в адрес Риммы Салонен: она якобы не имела права ездить с собственным сыном, российским гражданином, в Россию, это было якобы «похищение» и «незаконное лишение свободы».

Финский суд показательно приговорил Римму к условному сроку. И, самое главное, обязал заплатить собственному сыну издевательскую компенсацию за «моральный ущерб» – то есть за то, что ребенок жил в России с мамой! Размер компенсации (20 тыс. евро) намного больше тех сумм, что обычно выплачивают в Финляндии за моральный ущерб жертвам самых страшных – сексуальных и насильственных – преступлений. Иначе чем местью, это решение не назовешь.

Уже более четырех лет прошло с момента похищения Антона. Финские власти, дипломаты и пресса за это время сделали все возможное, чтобы обвинить Римму во всех грехах. Некоторые из них договорились до того, что всего лишь намерение живущей в Финляндии русской мамы съездить в Россию можно квалифицировать как угрозу жизни и здоровью ребенка, а следовательно, как основание для его изъятия.

Видимо, финские власти до сих пор не могут простить Римме Салонен того, что она решила защищать свой права и права своего сына. Благодаря ей достоянием гласности стал простой и печальный факт: финские законы написаны так, что на иммигрантку из России права человека не распространяются.

Я наблюдал за процессом по делу Антона Салонена с самого его начала. Мы пытались, конечно, помогать Римме Салонен всеми силами. Мы подали иск против социальных служб. Мы требовали для Антона, ее сына, права говорить на русском языке, на языке его матери. Мы объясняли, что это его родной язык, что он гражданин Российской Федерации, что он родился после развода его матери с финским гражданином, жил с рождения только у русской матери, плохо знал финский язык. А власти Суоми нам ответили: по словам финского отца, Антон «забыл русский язык», и у него никакого российского гражданства нет. Когда мы предоставили властям доказательство того, что Антон Салонен гражданин РФ, финские чиновники ответили: российское гражданство Антона не оформлено в соответствии с законами Финляндии. Но разве гражданство России оформляется на основе законов других стран?

Любопытно то, что когда мы решили доказать гражданство Антона с помощью российского загранпаспорта, который Римма получила в посольстве РФ в Хельсинки, финские власти попытались нас обвинить о том, что мы планируем похитить мальчика и отправить его в Россию. Наличие российского паспорта стало поводом для тотальной изоляции Антона от матери.

Сейчас Антон Салонен живет в Финляндии формально у пожилого финского отца. Его русская мама полностью изолирована от него. Антону запретили молиться и креститься, несмотря на то что он родился у православной женщины и его крестили в православном храме. А господин Симо Пиетиляйнен, в багажнике машины которого мальчика перевезли через границу, по сути, так и не был наказан. Его объявили персоной нон грата в России и формально уволили из министерства иностранных дел. Но вскоре, не без помощи его покровителей, он получил вполне престижную работу за рубежом, и его доходы, по данным финских налоговых органов, значительно выросли. Можно сказать, что за соучастие в преступлении его наградили. А страдания жертвы преступления Риммы Салонен по-прежнему продолжаются.

Автор – доктор общественно-политических наук, председатель Антифашистского комитета Финляндии

"