Posted 26 сентября 2004,, 20:00

Published 26 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Видеть все краски мира

Видеть все краски мира

26 сентября 2004, 20:00
По данным Всемирной организации здравоохранения, в России ряды потенциальных клиентов офтальмологических клиник насчитывают пять процентов жителей страны. Однако далеко не все хотят восстановить полноценное зрение. О том, надо ли спешить к хирургу, мы поговорили с доктором медицинских наук, профессором Московского НИИ

По ее словам, многие люди всю жизнь носят очки, и это им не мешает радоваться жизни, ощущать себя уверенными, красивыми, любимыми. Но гораздо чаще оптические «костыли» привносят в жизнь не только определенный дискомфорт, но и ощущения жизненной неудачи. Дескать, не был бы очкариком, и судьба бы по-другому сложилась.

Есть и медицинские нюансы. Очками в некоторых случаях сложно пользоваться. Например, когда велика разница в диоптриях между глазами. Можно, конечно, корректировать зрение и с помощью контактных линз. Но и от них некоторым нередко приходится отказаться. Причины самые разные – слезотечение, покраснение глаз, аллергия. Есть даже такие наблюдения, что после пяти–десяти лет ношения линз развивается индивидуальная к ним непереносимость.

Главное – преодолеть внутренний страх и, взвесив все «за» и «против», сориентироваться в многообразии методик исправления близорукости, которые наперебой предлагают отечественные клиники.

Самые популярные операции

«Насечки». Одна из самых первых и самых популярных офтальмологических операций по коррекции зрения – передняя радиальная кератотомия, или всем известные «насечки». Преимуществом этой методики, разработанной в Японии и доведенной до технического совершенства отечественными офтальмологами, ее приверженцы и сегодня считают тот факт, что надрезы затрагивают только периферические отделы роговицы, оставляя ее центральную, наиболее важную оптическую зону нетронутой.

Однако с тех пор, как появились эксимерные лазеры, большинство хирургов отдали свои симпатии фоторефракционной хирургии как наиболее предсказуемому, точному и эффективному методу коррекции близорукости до 10 диоптрий.

ФРК. Или фоторефракционная кератэктомия. Появившаяся в конце 80-х методика кардинально изменила всю рефракционную хирургию. С помощью лазера «испаряется» часть верхнего слоя роговицы, изменяется ее кривизна и фокус переносится на сетчатку, благодаря чему острота зрения восстанавливается в течение двух-трех недель.

Но и у этого метода, по мнению Елены Тарутте, есть определенные недостатки. Двадцать четыре часа после операции пациент может испытывать дискомфорт, вплоть до боли, иногда сильной. Другой недостаток – повязка, три дня скрывающая глаза. Достаточно редко встречается неправильное заживление и помутнение, которое возникает на роговице после ее обработки лазером. В части случаев это может происходить из-за приема пациентом гормональных препаратов. На операционный и послеоперационный период от них следует отказаться.

Во избежание подобных проблем в Институте имени Гельмгольца проводят полное обследование каждого решившегося на операцию пациента. А после наблюдают в течение четырех месяцев – тот самый критический срок, когда могут возникнуть послеоперационные осложнения. Роговицу глаза поддерживают специальными лекарствами и витаминами. В дальнейшем осмотры становятся реже – один-два раза в год.

Лазик. Операция Лазик отличается от ФРК тем, что не затрагиваются верхние слои роговицы. Из них выкраивается лоскут-«крышечка» на ножке, который откладывается в сторону, а на внутренние слои воздействуют лазерным лучом, испаряя часть роговицы. После этого лоскут укладывают на место. Благодаря этой системе значительно ускоряется время заживления. Уже через два часа после хирургического вмешательства пациент может идти домой, зрение у него уже восстановлено.

Как правило, операции по технологии Лазик делают пациентам с миопией от 6,0 до 10,0 диоптрий, что, впрочем, зависит от толщины роговицы пациента. Иногда возможно проведение операции и при более высокой степени близорукости.

Кстати, о врачах. Большинство из них разделились на две группы – поклонников Лазика и ФРК. Ведь ФРК делается уже очень много лет, ее осложнения изучены, с ними умеют справляться, а Лазик еще достаточно новая технология, и возможно не все ее побочные эффекты известны.

Осложнения после Лазика встречаются примерно в пяти процентах случаев. Чаще всего проблемы после операции бывают связаны с самим лоскутом-крышечкой, а также с тем, что у пациента слишком тонкая роговица и воздействие на ткань глаза происходит в опасной близости к ее весьма чувствительным задним слоям.

Семь раз отмерь...

А посему назначать ту или иную операцию, считает профессор Тарутта, нужно строго по показаниям. Тем более что во многих случаях она может оказаться абсолютно бесполезной. Лучше всего поддается хирургическому вмешательству небольшая близорукость. Именно на этих пациентов приходится примерно семьдесят процентов операций, которые делаются в мире.

При некоторых формах осложненной миопии рефракционные операции бессильны, а подчас просто противопоказаны. Противопоказаниями являются также хронические воспаления конъюнктивы, роговицы, отслойка сетчатки, катаракта, глаукома. Другие медицинские противопоказания для оперативного лечения миопии – беременность, кормление ребенка грудью, сахарный диабет, гипертония, психические отклонения, а также образ жизни, связанный с тяжелыми физическими нагрузками. И, конечно же, возраст пациента. Детям и подросткам до восемнадцати лет такие операции делать нельзя.

По словам г-жи Тарутте, прежде чем решиться на этот шаг, необходимо для начала остановить падение зрения. Прогрессирующая близорукость – особая и до конца не решенная проблема. Именно эта форма миопии и приводит к развитию осложнений и даже инвалидности. Задача врача – вовремя провести различные профилактические мероприятия, которые позволяют предотвратить отслойку сетчатки и другие осложнения.

Наиболее эффективны в этом отношении, считает консультант, склероукрепляющие операции. В отделе патологии рефракции, бинокулярного зрения и офтальмоэргономики Московского НИИ ГБ имени Гельмгольца этой весьма эффективной методикой лечения миопии, в которую входят различные по сложности, технике и показаниям этапные хирургические воздействия, занимаются в течение последних двадцати лет. Их цель – укрепить наружную капсулу глаза – склеру, ослабление которой и является причиной прогрессирования близорукости.

Весьма эффективными с точки зрения специалистов считается также недавно пришедшая в Москву ортокератология – лечение специальными жесткими контактными ОК-линзами, в которых пациент только спит, улучшая свое зрение, а днем прекрасно обходится без них.

"