Posted 26 сентября 2004,, 20:00

Published 26 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Психоз нон-стоп

Психоз нон-стоп

26 сентября 2004, 20:00
В субботу на Ленинском проспекте в Москве было взорвано многоэтажное здание гостиницы «Спорт». Подрыв был плановым – отель разрушали строители. Однако многие жители столицы, не знавшие об этом, впали в настоящую панику: они подумали, что в городе произошел очередной теракт.

Страну охватила терророфобия: люди боятся любых взрывов, выстрелов праздничных хлопушек, загадочных свертков. Дров в огонь массового психоза добавляют сумасшедшие и шутники, сообщающие по телефону о заложенных бомбах и подбрасывающие налево и направо муляжи взрывных устройств. Взрыв в гостинице «Спорт» на юго-западе Москвы прогремел в субботу днем. Все утро в здании работали саперы. За несколько минут до начала взрывных работ были перекрыты часть Ленинского проспекта и близлежащие улицы. Снос производился в три этапа. Сначала сдетонировали заряды, заложенные между 17-м и 22-м этажами. Затем с разницей в доли секунды были взорваны заряды в середине здания, затем заряды, заложенные под фундамент. Очевидцы описывают происходившее так: «Я вышел на улицу ведро мусорное вынести, – говорит Иван, живущий неподалеку от бывшей гостиницы, – тут как ухнуло. Смотрю на «Спорт», а он так хорошо «складывается». Красиво получилось. Потом много пыли взметнулось в воздух».

Пыльное облако действительно получилось большим. Подрывники надеялись, что в этот день в городе будет дождь, но погода обманула их надежды. Облако сносило южным ветром в сторону центра города. Пыль покрыла весь Ленинский проспект от улицы Удальцова до улицы Строителей, ею были засыпаны и все припаркованные машины.

Некоторые жители окрестных домов говорят, что знали о грядущем сносе «Спорта»: об этом писали в районной газете и говорили на окружном телеканале. Но те, кто газет не читает и телевизор не смотрит, испугались всерьез. «Когда увидел рушащееся здание, а потом облака пыли, подумал, что произошел теракт, как 11 сентября в Нью-Йорке, – вспоминает менеджер одной из столичных строительных компаний Сергей Капитонов. – Тем более что вокруг бежали в панике люди. Многие с вещами в руках выбегали из подъездов соседних домов. Лишь потом милиционер, стоявший в оцеплении, объяснил мне, что взрыв – плановый. Но после всех наших терактов он меня очень сильно напугал».

«Акцию по разрушению гостиницы «Спорт» можно оценить как очень большую ошибку столичного правительства. Конечно, не в архитектурном плане. Неправильно это было сделано, – сказал «НИ» руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях профессор Михаил Виноградов. – Во-первых, нужно было предупредить всех москвичей, районных изданий для этого мало. Ведь о сносе гостиниц «Интурист», «Москва» говорилось задолго до их демонтажа. Более того, их разрушение проходило достаточно спокойно. Сейчас сообщают, что будут разбирать «Россию». В случае со «Спортом» поступили достаточно дико. Люди, которые не знали об этом, испытали страх, ужас и нервные переживания. Я сам, когда включил телевизор, смотрю – стоит знакомая гостиница, и вдруг ее что-то пронизывает изнутри. Я тут же вспомнил несчастные «башни-близнецы» в Нью-Йорке. Не сразу понял, что происходит. А представляете себе самочувствие человека, который оказался поблизости, но ничего не знал о сносе здания, – это же лишние нервы, лишние переживания, особенно на фоне последних событий».

К сожалению, на этом аналогии с 11 сентября заканчиваются. Российским представителям власти стоило бы вспомнить, как их американские коллеги уже после страшных терактов заботились о психическом здоровье нации. Об умышленных подрывах зданий речи, разумеется, вообще не шло. Более того, даже слабые намеки на произошедшее во Всемирном торговом центре постарались исключить откуда только можно.

Была отложена премьера кинофильма «Большой переполох», в котором рассказывалось о террористах, похитивших ядерную бомбу. Мир так и не увидел боевик с Арнольдом Шварценеггером «Побочный ущерб», потому что его герой мстит террористам, взорвавшим несколько небоскребов. О потраченных миллионах долларов никто сильно не заботился: психическое здоровье нации оказалось дороже. Из уже готовых лент срочно вырезали кадры с рушащимися высотками или любым изображением башен-близнецов. Всего к показу было запрещено около 70 уже готовых фильмов. А на телевидении, причем без подсказки сверху, срочно начали готовить оптимистичные сюжеты и документальные фильмы.

Тогда многие россияне смеялись над глупыми американцами, переписывающими историю. Сегодня нам не до смеха. Добавляют пессимизма и многие действия властей: акция «Дети рисуют террор» (о ней «НИ» рассказывали неделю назад), многочисленные учебные эвакуации и «антитеррористическая» наглядная агитация. Психиатры и милиционеры отмечают, что эти условия способствуют активизации сумасшедших и шутников, сообщающих о заложенных бомбах или подкладывающих муляжи взрывных устройств. Можно представить, что испытывают дети и их родители, когда происходит очередная эвакуация школы или детского садика.

В субботу в общеобразовательной школе в поселке Солнечнодольск Изобильненского района Ставропольского края был обнаружен муляж взрывного устройства. «Одна из учениц нашла в женском туалете подозрительную коробку, – рассказал «НИ» глава Изобильненского района Петр Яковлев. – Девочка отдала коробку охраннику школы. Тот изучил содержимое и подумал, что это бомба. Как потом выяснилось, внутри был обычный пластилин, к которому были прикреплены провода, микросхема и электронные часы с включенным таймером. В псевдобомбе были даже поражающие элементы. Охранник взял «бомбу» и вынес за пределы школы, за бетонное перекрытие. Тут же позвонили в милицию. Уже через несколько минут к школе съехались опергруппы и взрывотехники. Из школы всех эвакуировали. Правда, оказалось, что это всего лишь муляж. Кто это сделал, мы пока не знаем, скорее всего, детишки пошутили. Но для нас это была хорошая тренировка. Все очень оперативно и четко сработали».

«После событий в Беслане у нас значительно возросло количество сообщений о ложном минировании, – рассказал «НИ» начальник отдела управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Павел Климовский. – Если раньше было в среднем около 20 таких звонков за день, то после 3 сентября звонить стали свыше 30 раз в сутки. Все это, конечно, очень выматывает сотрудников правоохранительных органов, потому что надо проверять каждое сообщение. Зачастую команда взрывотехников тратит впустую целый день. Мы с этим, конечно же, боремся, есть и задержания. Можно привести в пример недавний случай в Южном округе столицы».

22 сентября милиционеры задержали нигде не работающего 42-летнего москвича Рифа Хисматуллина. 19 сентября он заложил муляж бомбы в автобусе 756-го маршрута. На конечной остановке водитель осмотрел салон и нашел под одним из кресел бумажный сверток, перетянутый скотчем. Вызвали кинологов. Собака среагировала на сверток. Пришлось выезжать взрывотехникам ФСБ. Через несколько часов выяснилось, что взрывчатки не было, а сверток был просто присыпан веществом, в котором содержался тротил. Кроме того, была обнаружена записка: «Мы вас будем убивать, как бешеных псов. Аллах акбар!» и подпись «Ореол». Точно такие же муляжи с запиской, написанной этим же почерком, ранее находили на многих конечных остановках метро и автобусов.

«Это своеобразный терроризм психически больных людей. Он ложный, к счастью, по взрывным устройствам, но он истинный по психологической насыщенности и значимости действий для каждого психически нездорового человека, – считает Михаил Виноградов. – А такие события, как Беслан, их возбуждают, подхлестывают. Это образец для подражания, при этом чем страшнее реальный теракт, тем больше таких ложных террористов у нас появляется. Предотвратить хотя бы один ложный теракт нереально. Болезнь, например, протекала скрыто, человек до какого-то момента мог контролировать свои желания, потом произошли «Норд-Ост», Беслан, взрывы на Каширке, и человек возбуждается и начинает себя впервые проявлять как больной. Ему интересно стать таким же, как террористы. И пока у нас будет такая неспокойная обстановка с реальным терроризмом, эти люди будут «работать», и их будет становиться все больше».



В Ростове обстреляли больницу, где лежат дети из Беслана

В пятницу ночью здание ростовской больницы №20, где в ожоговом центре лежат дети из Беслана, было обстреляно из неизвестного автомобиля. После длинной автоматной очереди раздались два громких взрыва. Машина рванула с места и выехала за пределы больницы на трассу. «Все произошло так быстро, что никто не успел опомниться, – рассказала одна из медсестер, дежуривших в ту ночь. – Здание круглосуточно охраняет милиция с автоматами, но они находятся в другом конце». Правоохранительные органы пока не комментируют случившееся, но версию теракта отвергают. По неофициальным сведениям, в одной из палат реанимации лежит крупный ростовский бизнесмен – директор автомобильного рынка, на которого только за этот год уже было совершено два покушения. Вполне вероятно, что акция устрашения адресовалась именно ему. Подъехав к реанимации, преступники не стали стрелять по окнам палат, а дали очередь по стеклянной галерее, соединяющей два корпуса. Взрывы же местный водитель «скорой», бывший сапер, прокомментировал «НИ» так: «Если бы это было взрывное устройство, то снесло бы полстены. Скорее это были какие-то пиротехнические патроны или взрывпакет, поэтому и следов не осталось». В отделении, где лежат трое ребятишек из Беслана, на выстрелы и взрывы особого внимания не обратили – ЧП произошло у другого корпуса. «В последнее время ростовские бизнесмены часто устраивают фейерверки, причем в любое время ночи, так что к взрывам мы уже привыкли, – говорит медсестра детского ожогового центра Елена Скоробей. – Вот и в этот раз решили: богачи забавляются. И только услышав вой милицейской сирены, поняли – что-то серьезное. Сначала подумали о теракте. Родители детей из Беслана отнеслись к шуму на улице спокойно, а дети в этот момент спали». Врачей же взрослой реанимации, неподалеку от которой и прогремели взрывы, больше взволновал приезд сюда по горячим следам министра здравоохранения области. На прием важного гостя бросили всю ночную смену больницы.

Ирина АРОЯН, Ростов-на-Дону



В Ульяновске «заминировали» все загсы

В минувшие выходные ульяновские молодожены вынуждены были проходить церемонию бракосочетания под открытым небом. Неизвестная женщина позвонила в дежурную часть Ленинского РУВД города Ульяновска и сообщила, что все учреждения загс заминированы. На места предполагаемых взрывов выехали бригады МЧС, ФСБ, пожарные, «скорая», сотрудники милиции и кинологи. Из зданий были эвакуированы как весь персонал, так и молодые пары, проходившие в тот момент регистрацию. Пока спецслужбы искали взрывчатку, сотрудники загса Ленинского района предложили брачующимся скрепить отношения рядом с учреждением – в парке имени Карамзина. Свадебные кортежи не стали дожидаться, чем закончится поиск бомб, и по меньшей мере пять пар вступили в брак прямо на улице. Благо погода позволяла. Тревога же оказалась ложной.

Инна ДАВЫДОВА, Ульяновск



Краснодарцев напугала «система оповещения» о бомбах

В Краснодаре на днях были подняты на ноги почти вся милиция и жильцы сразу пяти многоэтажек в разных концах города. Началось с того, что на троллейбусной остановке по Октябрьской улице кто-то заметил подозрительную картонную коробку и позвонил по «02». Сотрудники органов, прибывшие на место, решили от греха подальше эвакуировать жителей расположенного рядом с остановкой 12-этажного дома. Вслед за этим тревожные звонки в милицию поступили от жителей еще четырех домов Краснодара. По их информации, дома были заминированы. Оперативные группы метались из одного конца города в другой и проверяли все подозрительные дома. Оказалась, что причиной ложной тревоги и последовавшей за этим неразберихи стала «система оповещения». Председатель домкома по улице Октябрьской, где и нашли похожую на бомбу коробку, стала обзванивать жильцов и предупреждать их об опасности взрыва. Номера она набирала по списку жильцов, часть из которых давно перебралась на новое место жительства, сохранив прежние телефоны. Напуганные люди обращались в милицию со словами: «Нам только что позвонили и сообщили, что дом заминирован». Люди выскакивали из квартир, прихватив только самое необходимое. Паника улеглась только после того, как выяснилось, что ни коробка, ни сообщения о минировании угрозы не представляют.

Сергей ПЕРОВ, Краснодар



Сумасшедшая эвакуация

Изрядно переполошился на днях персонал психоневрологического интерната Ростова. Днем в приемной главврача раздался телефонный звонок, и мужской голос с сильным кавказским акцентом сообщил, что здание психбольницы заминировано. Это приняли за шутку, но через несколько минут звонок повторился. «Я попыталась вызвать «террориста» на переговоры, но все было тщетно, – рассказала корреспонденту «НИ» дежурившая в тот день медсестра Ольга Великасова. – Тогда я позвонила домой директору Наталье Шеховцовой». Спустя десять минут прибыли милиция, спасатели, пожарные, кареты «скорой помощи». Эвакуация душевнобольных осложнялось тем, что в это время был тихий час: большинство пациентов приняли успокоительные пилюли и крепко спали. К тому же из 310 подопечных интерната 80 человек были лежачими больными, их пришлось выносить на носилках. Директор как могла успокаивала контингент: мол, милиция приехала с проверкой, будут выяснять, кто и что украл… Это только перепугало больных – ведь многие в интернате страдают клептоманией. Когда всех вывели на улицу, специалисты обследовали помещения, включая чердаки и подвалы. Тревога оказалась ложной. «Я благодарна нашим органам за то внимание, с каким они отнеслись к нашим подопечным, – говорит директор психинтерната Наталья Шеховцова. – Но подложить здесь бомбу и вправду ничего не стоит. Охраняют здание сами пациенты – те, кто более-менее вменяемый».

Мария ТРАНЦЕВА, Ростов-на-Дону

РОССИЯ ПОСЛЕ БЕСЛАНА

21 сентября в Петропавловске-Камчатском, в здании Арбитражного суда был обнаружена коробка с торчащими из нее проводами. Нашла ее уборщица в горящей урне и самостоятельно вынесла муляж на улицу. Только после этого были вызваны специалисты-взрывотехники.

21 сентября в Ямало-Ненецком округе, в Салехарде, у входа в здание окружной телерадиокомпании «Ямал-Регион» был обнаружен подозрительный пакет. Сотрудники телекомпании были эвакуированы. В сумке был обнаружен муляж взрывного устройства. Выяснилось, что это были учения, организованные ГОВД Салехарда и УВД округа.

20 сентября в Хакасии, в Абакане, в помещении ОАО «Электросвязь» обнаружен муляж взрывного устройства. Ведется расследование.

19 сентября в Екатеринбурге, в подъезде дома по улице Фурманова был обнаружен предмет, похожий на взрывное устройство. 21 сентября по подозрению в закладке муляжа был задержан 16-летний учащийся местного ПТУ, который таким образом решил попугать своих сокурсников.

17 сентября в средней школе города Усть-Илимска Иркутской области был обнаружен сверток с проводами, батарейкой и часами. Прибывший в школу взрывотехник определил, что муляж взрывного устройства изготовлен на основе куска хозяйственного мыла.

17 сентября в Саратове сотрудница ФСБ пронесла в большой сумке муляж взрывного устройства и на себе муляж пояса шахида в спорткомплекс «Звездный», где проходили соревнования чемпионата Европы по боксу. Областное управление ФСБ отказалось подтверждать данный факт.

17 сентября в Брянске были экстренно свернуты праздничные мероприятия, посвященные Дню города. По данным местных СМИ, причиной стал обнаруженный муляж взрывного устройства, установленный в рамках антитеррористических учений местных спецслужб. Однако областное управление ФСБ категорически опровергло эти слухи, объяснив сокращение праздничной программы появлением в Интернете информации о присутствии в городе двух шахидок.

15 сентября в городе Мензелинске в Татарстане сотрудники республиканского МВД произвели закладку муляжа взрывного устройства в здании местного водозабора. В течение часа работниками водозабора муляж обнаружен не был. Учебные теракты состоялись также в офисах ЗАО «Канал-6 СТС» и ЗАО «Телекомпания «Вариант» в Казани. Муляж, заложенный на Агрызском хлебокомбинате, охранники обнаружили, но просто выбросили его на помойку. В начале сентября сотрудники УВД Казани заложили муляжи взрывных устройств на 17 городских рынках. По итогам учений были закрыты семь рынков, где муляжи пролежали незамеченными более 20 минут.

"