Posted 27 августа 2019, 15:36
Published 27 августа 2019, 15:36
Modified 7 марта 2024, 15:35
Updated 7 марта 2024, 15:35
Как отмечает агентство ТАСС, участие бойцов Росгвардии в пресечении несанкционированных акций протеста в Москве в конце июля - начале августа стало поводом для предложений о деанонимизации сотрудников правоохранительных органов на массовых мероприятиях. Сенатор Владимир Лукин внес в Госдуму проект закона, который обязывает росгвардейцев носить на форме хорошо читаемые идентификационные знаки. Но возглавляющая рабочую группу по развитию информационного общества сенатор Людмила Бокова считает, что в первую очередь нужно заниматься не раскрытием имен сотрудников Росгвардии, а "выводить из тени" пользователей социальных сетей и Интернета в целом: "Мы давно говорили об этом. Я считаю, что последовательно нужно идти в сторону защиты персональных данных, но при этом Интернет, к сожалению, становится все большей угрозой из-за того, что не происходит деанонимизация".
Бокова говорит, что инциденты с участием "анонимных" росгвардейцев единичны, в то время как рост количества правонарушений, совершенных с помощью анонимности в Интернете "куда более значимая проблема, затрагивающая не единицы пострадавших на митингах, а сотни тысяч россиян. Логичнее в первую очередь заняться деанонимизацией именно в этой сфере, что может снизить уровень преступности в целом, в том числе нарушений при организации и проведении массовых мероприятий". Сенатор отметила, что "не надо путать понятие личной безопасности с понятием личной безответственности. Так же, как в обычной жизни мы ответственны за собственные поступки, так же и в Интернете должны отвечать за нарушение закона".
"Социальные сети и мессенджеры активно используются при подготовке массовых беспорядков во всем мире, в том числе и в России. В группах и чатах распространяются не только призывы к участию в беспорядках, но и конкретные инструкции по их осуществлению. Анонимность и безнаказанность позволяют открыто призывать к применению насилия к представителям правоохранительных органов даже в публичном интернет-пространстве", - констатировала Бокова, добавив, что это недопустимо.
Также глава рабочей группы отметила, что возможность действовать анонимно и представляться чужими именами ведет к росту преступлений - как экономических, так и направленных против личности от мошенничества и вербовки новых членов террористических организаций до травли детей, по масштабам которой Россия вышла в лидеры антирейтинга, что приводит и к трагическим случаям.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой со своей стороны призвал найти баланс между предлагаемыми сейчас идеями по упрощению порядка идентификации сотрудников правоохранительных органов, работающих на митингах, и деанонимизацией пользователей Интернета, который сейчас "из по сути дела информационного, образовательного, развлекательного ресурса вдруг превращается в поле и место для совершения преступлений, где используются разного рода инструменты с целью либо обокрасть людей, либо детей довести до истерики, либо для совершения массы других преступлений, не говоря уже о терроризме и экстремизме". При этом Андрей Луговой признал, что добиться полной идентификации в Сети технологически сложно, "но, по крайней мере, к этому надо двигаться".
При этом все-таки остается непонятным, почему парламентарии всё ещё озабочены деанонимизацией в Интернете. В России уже давно сим-карты телефонов и стационарный Интернет в квартирах продаются только по паспорту, принятый "закон Яровой" обязывает поставщиков Интернета хранить трафик пользователей и никакой анонимности де-факто не существует уже давно.