Posted 26 августа 2013,, 20:00

Published 26 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

МАКС по минимуму

26 августа 2013, 20:00
МАКС-2013, открывающийся сегодня в Подмосковье, по замыслу организаторов, призван продемонстрировать растущую мощь России как авиадержавы. Однако рейтинг авиасалона, похоже, снижается. Кроме того, накануне авиационной ярмарки поползли слухи об отказе техники перспективного отечественного истребителя Т-50. Организаторы,
Сюжет
Авиация

Согласно замыслу организаторов авиасалона, главная цель проведения МАКСа – демонстрация отечественных высоких технологий и открытости внутреннего рынка для совместных проектов с зарубежными партнерами. Однако посетители авиасалона едва ли заметят разницу по сравнению с предыдущим авиасалоном, проведенным в 2011 году. К примеру, красующийся на рекламных щитах новейший многофункциональный истребитель Т-50 уже демонстрировался два года назад. При этом, судя по всему, летная программа последнего началась неудачно. Репетиция летной программы «всепогодного» истребителя дважды переносилась из-за того, что на Подмосковье нагрянули проливные дожди. Кроме того, по неофициальным данным, имели место проблемы с двигателями «чудо-самолета». Удивляться этому не приходится, учитывая, что на прошлом МАКСе в 2011 году Т-50 также не смог взлететь на авиапоказе из-за сбоя автоматики правого двигателя. Тем не менее вчера, когда облака рассеялись, тройка «пятидесятых» осуществила тренировочный полет над летным полем. Причем один из самолетов прибыл своим ходом из Комсомольска-на-Амуре, где производятся эти новейшие машины.

«Накануне нынешнего авиасалона репетиции полетов уже дважды срывались, что, безусловно, явилось неприятным сюрпризом для потенциальных покупателей, в том числе из Индии и Китая, которым Россия надеется продать этот самолет», – сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Напомним, что Т-50 (проект ПАК ФА) – самолет пятого поколения, оснащенный принципиально новым комплексом авионики и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Первый полет его состоялся еще 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре, первый публичный показ – 17 августа 2011 года на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском. Таким образом, на роль главной «фишки» мероприятия истребитель уже как минимум не тянет.

Директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко в беседе с «НИ» тем не менее отметил, что на сегодняшний день Т-50 – это наиболее удачный авиационный проект России в военной области со времен распада СССР. «Только США и наша страна сейчас могут позволить себе производство таких машин», – сказал эксперт. Однако трудно не заметить того, что на вооружение американских военно-воздушных сил аналог Т-50 – F-22 – поступил еще более десяти лет назад. Таким образом, к моменту, когда Россия начнет серийное производство «пятидесятых» (самое раннее через год), отставание нашей страны по истребительной авиации растянется уже минимум на полтора десятилетия.

Другая заявленная «сенсация» МАКС-2013 – подписание многострадального контракта на закупку Минобороны легкого фронтового истребителя МиГ-35. «Минобороны не отказывалось от закупки МиГ-35, – заявил в конце прошлой недели глава Минпромторга Денис Мантуров. – Эта закупка планируется в установленных параметрах гособоронзаказа. Контракт готовится к подписанию. Возможно, он будет заключен в ходе авиасалона». При этом, по словам министра, в настоящее время единственной проблемой являются сроки поставки, поскольку мощности отечественной авиационной промышленности переполнены заказами. В этой связи самые ранние первые поставки начнутся в 2015–2016 году, подчеркнул г-н Мантуров. Напомним, что военные планировали закупить истребитель еще в 2009 году. Изначально речь шла о приобретении 150 машин. Затем число их непрерывно сокращалось. Теперь, как выясняется, военное ведомство сможет позволить себе закупку не более трех десятков экземпляров фронтового истребителя. И это – несмотря на непрерывно растущий оборонный заказ. Удивляться этому не приходится, учитывая, что высшее руководство страны сейчас куда больше озабочено переоснащением военно-морских сил, куда вкладываются миллиарды рублей. Равно как и проведением спортивных мероприятий. «Отказ Владимира Путина приехать на открытие МАКСа свидетельствует о том, что руководство страны ставит интересы авиапрома ниже спортивных мероприятий, таких, как чемпионат мира по футболу и приближающаяся Олимпиада, о чем свидетельствует финансирование соответствующих статей бюджетных расходов», – сказал «НИ» замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Что касается гражданской программы авиасалона, то, по мнению эксперта, она свидетельствует о том, что направление дальнемагистральной авиации мы полностью утратили. Заполнять нишу на российском рынке будут Airbus и Boeing. Единственное, на что российские производители могут претендовать, так это на нишу региональной авиации – благодаря выпуску «суперджетов» и МС-21. «Да и то при условии, если на них найдется спрос», – отметил эксперт.

"