Posted 26 августа 2009,, 20:00

Published 26 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Уйдут со школьного двора

Уйдут со школьного двора

26 августа 2009, 20:00
В Пермском крае разгорается скандал: родители 19 школьников готовы объявить голодовку. Пойти на столь крайние меры им пришлось из-за ликвидации образовательного учреждения: местные власти посчитали содержание малокомплектной школы невыгодным и предложили обучать ребят в соседнем селе. Увы, случай этот далеко не уникале

Из-за масштабной программы по модернизации образования малокомплектные alma mater, где учатся от трех до 150 человек, могут просто исчезнуть. Эксперты считают, что тенденция к укрупнению школ нанесет непоправимый вред не столько системе образования, сколько сельской местности в целом. Так рвется последняя ниточка, связывающая молодежь с родной деревней. Стимула переезжать туда из города не появляется, и село постепенно вымирает.

В новом учебном году за школьные парты сядут чуть более 13,1 млн. маленьких россиян, что на 170 тыс. человек меньше, чем в прошлом. А работу начнут 54,8 тыс. общеобразовательных школ – на две тыс. меньше, чем в 2008–2009 учебном году. Если первый показатель – закономерное следствие демографической ямы, из которой мы никак не выкарабкаемся, то второй связан с масштабной программой реструктуризации и реорганизации малокомплектных школ преимущественно в сельской местности. За последние 15 лет в стране закрылось более 12 тыс. таких образовательных учреждений, примерно по тысяче каждый год.

В основном это связано с переходом на душевой принцип финансирования: деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников, из этих же показателей рассчитывается зарплата учителей. В условиях экономического кризиса ситуация резко обострилась. «В этом году нам не дали денег даже на банку краски, чтобы сделать в школе ремонт», – рассказывают «НИ» жители хутора Выделянский Ростовской области. Школа не отвечает нормам пожарной и санитарной безопасности – 1 сентября она не открывается, значит, деньги за детей будут выделены другой школе, и надежда на ремонт умрет окончательно.

На деревню директору

В деревне Кулики Очерского района Пермского края местная администрация приняла решение расформировать малокомплектную школу, переведя 19 учеников пятых–девятых классов в соседнее село Киприно. Родители эту новость восприняли, мягко говоря, без энтузиазма и даже пригрозили начать голодовку, если дети не смогут сесть 1 сентября за родные парты. Компромисс с местной администрацией, полагающей, что сохранять небольшую школу экономически невыгодно, еще не достигнут. В аналогичной ситуации оказались папы и мамы 120 учеников ликвидированной школы в Свердловской области. Впрочем, родители не только пообещали начать голодовку, но и подали иск в суд. Решением 17-го Арбитражного апелляционного суда ликвидация школы приостановлена. А в прошлом году забастовка родителей была объявлена в Калининградской области: в двух районах региона собирались ликвидировать все малокомплектные школы. В итоге сельские «храмы науки» все же удалось отстоять.

Впрочем, как отмечают эксперты, случаи, когда родителям все же удается защитить права детей на то, чтобы получить образование под боком, крайне редки. Намного чаще встречаются ситуации, похожие на скандал с ликвидацией малокомплектной школы в селе Горки Владимирской области. Официальная причина закрытия – несоответствие требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора.

Действительно, в маленьком деревянном доме, где располагается школа, нет пожарной сигнализации, централизованного водоснабжения, отапливаемого туалета. Условия далеки от идеальных: район не вкладывал в школу деньги на протяжении последних пяти лет. Образовательное учреждение существовало в основном за счет финансовых вливаний родителей. Они же готовы за свой счет устранить все нарушения и закупить необходимое оборудование – лишь бы не отправлять детей за знаниями за тридевять земель. Впрочем, ситуация осложняется тем, что «под нож» пошла не вся школа.

По закону, если сельский сход проголосует против ликвидации образовательного учреждения, закрывать его нельзя. Однако местные власти и тут нашли выход: закрывается только среднее и старшее звено, а четыре начальных класса сохраняются. Таким образом, формальные права сельчан соблюдены. Школа вроде и есть, а дети все равно каждый день уезжают на учебу в другое место.

Лирики учат физике

Эти скандалы – логичный эффект образовательной политики государства, считают эксперты. «Программа модернизации образования, разработанная совместно с американскими специалистами, предусматривала укрупнение школ, то есть то, что уже давно и успешно работает в США, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Малочисленные школы планировалось закрыть, а детей на специальных автобусах каждый день возить в хорошо оснащенные образовательные учреждения в райцентре». Таким образом, с регионального бюджета снималась бы дополнительная финансовая нагрузка: содержание одного ребенка в малокомплектной школе обходится в десятки раз дороже, чем в многокомплектной. А заодно вырастал бы и уровень образования – чем больше учеников в школе, тем больше квалифицированных педагогов она может себе позволить.

«Чем мы хуже?» – подумали наши чиновники от образования и решили догнать и перегнать Америку. Но не учли российских реалий. «В 40-х годах, когда подобная система образования появилась в США, в стране уже была создана хорошая дорожная инфраструктура, – пояснил «НИ» Сергей Комков. – Проблем с транспортом также не наблюдалось: были разработаны специальные автобусы для перевозки детей, к тому же автомобилизация страны в целом была очень высокой».

О специальных автобусах маленьким жителям российских деревень приходится только мечтать: в соседний райцентр они путешествуют в лучшем случае на ветхих «Газелях». Нормальные автобусы некому и не на что содержать, ремонтировать. Бензин и зарплату водителю родители обеспечивают вскладчину, да и найти нормального шофера, которому можно доверить детскую жизнь, зачастую проблематично. Лишним подтверждением этому служит неприятный инцидент в Татарстане, где более 150 школьных автобусов в летние месяцы использовались для коммерческих поездок. В каком состоянии будет этот транспорт, когда повезет детей на школьную линейку, остается только догадываться.

В погоне за знаниями

Как сообщили «НИ» в районных отделах образования Саратовской области, в ближайшие два-три года в сельских школах вряд ли прибавится число первоклашек. Это типично для всей страны. Надо отметить, что сокращенные учителя большого материального ущерба не несут. В основном это люди пенсионного возраста, да и работают в среднестатистической сельской школе обычно не больше 5–7 человек. Ситуация сложилась, скажем прямо, неоднозначная. С одной стороны, родители ведут себя довольно эгоистично: если есть возможность получить более качественное образование в райцентре, да еще и с доставкой до дверей alma mater, то странно отстаивать полуразвалившееся здание школы, где работают «полтора» педагога. С другой стороны, мам и пап вполне можно понять: учитывая состояние наших дорог и уровень интеллекта участников дорожного движения, каждый день отправлять ребенка за десятки километров в школу боязно.

Но такими темпами деревни и села умрут уже через несколько лет, опасаются эксперты. «С точки зрения образования укрупнение школ кажется эффективным, так как мы создаем для детей равные условия. Но в то же время деревня лишается рабочих рук», – отмечает председатель комиссии по образованию Мосгордумы заслуженный учитель РФ Евгений Бунимович. Уже сейчас, как правило, после девятого класса юные жители сел отправляются в крупные райцентры. Либо поступают в ПТУ и техникумы, либо заканчивают еще два класса и потом уезжают в большой город за «вышкой». После завершения реструктуризации школ сельчане еще больше потеряют связь с родным домом, опасаются родители.

«Закрывая школу, село лишают будущего, – говорит председатель родительского комитета одной из школ села Горки Владимирской области Юлия Бунтилова. – После города дети не пойдут работать на землю. А без работников село погибнет». Впрочем, речь идет не только о тех, кто получил среднее специальное или высшее образование в крупных городах и решил остаться там. Судьба детей дороже всего, и молодые родители, которые видят, что школа вот-вот закроется, стараются переехать в райцентр.

Вместо классов – класс-комплекты

Эксперты считают, что вопрос малокомплектных школ требует немедленного решения. Неплохой вариант был опробован в Ростовской области, где вместо душевого финансирования работает «класс-комплектный» принцип. «За последние годы у нас закрылись сразу несколько малокомплектных школ, – признался «НИ» начальник управления образования Родионово-Несветайского района области Николай Диденко. – Ведь обеспечение школы шло по принципу «деньги – на ученика». Поэтому бюджет учебных заведений напрямую зависел от количества учащихся. В результате даже школы в 50 –80 учеников закрывались. Чтобы сесть за парту, ребятишкам ежедневно приходилось преодолевать путь длиной в десятки километров. С учетом качества дорог в сельской местности и постоянной нехватки школьных автобусов проблема становилась практически неразрешимой. Большинство молодых семей не выдерживало подобных испытаний и уезжало в крупные райцентры».

В хуторе всего 70 школьников разных возрастов. Если местную школу закроют, детей придется возить в близлежащее село, а это в 20 километрах. Однако, похоже, и у этой крошечной школы появился шанс выжить. По данным областного министерства образования, с нового учебного года система финансирования сельских школ кардинально меняется, на что из областного бюджета дополнительно выделяется 385 млн. рублей. Теперь школы будут получать деньги не за каждого ученика, а по 400 тыс. рублей на класс-комплект ежегодно. При таком устройстве сразу несколько классов в зависимости от числа учеников в каждом из них объединяются в один класс-комплект. К примеру, первый соединяется с третьим, второй с четвертым, пятый с седьмым. Подобный подход позволил добиться того, что впервые за многие годы число малокомплектных школ в Ростовской области увеличится с 270 до 300. Согласно прогнозу, в самой маленькой школе Ростовской области будут учиться два ребенка, а в самой крупной – около 120 детей.

Введение класс-комплектов – неплохой компромисс, но проблему он решает лишь частично. «Лучше бы мы переняли опыт стран Юго-Восточной Азии: Китая, Южной Кореи, Таиланда. Там, напротив, пытаются открывать школы всюду, где это возможно, стараются максимально закрепить людей в сельской местности, – рассказал «НИ» Сергей Комков. – Но там активно используются компьютерные технологии: ставят в класс декодер, спутниковую антенну, большие мониторы. В классе сидит один учитель, который фактически выполняет функции воспитателя. А педагоги, находящиеся в другом городе, спокойно ведут уроки. Есть даже возможность обратной связи: в школе установлены видеокамеры, и ученики могут задавать вопросы после урока. У нас это не совсем из области фантастики, такая система действует, но в сфере высшего образования. Нам надо не детей возить к знаниям, а сделать так, чтобы знания «приезжали» к ним».

"