Posted 26 июля 2011,, 20:00

Published 26 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Ничего личного

26 июля 2011, 20:00
Очередная порция персональных данных интернет-пользователей стала достоянием общественности вчера. На страницах были указаны имена, фамилии и адреса клиентов онлайн-магазинов, покупателей железнодорожных билетов, а также пользователей программы обмена короткими сообщениями. Сведения появились в веб-пространстве по небр

Шампуни от выпадения волос, отбеливающие зубы порошки, одежда для собак, электронные сигареты, нумизматические альбомы, коврики для йоги, запчасти от iPhone, шпионские гаджеты, сексапильные костюмы «Труженицы-пчелки», «Богини Спарты» и «Горничной» размеров XXL – такие разнообразные интересы, как выяснилось, имеют россияне. Подробный список покупок в онлайн-магазинах, а также имена, фамилии, IP- и реальные адреса клиентов стали доступны вчера в четырех поисковиках – «Яндекс», Google, Mail.ru и Bing.

Кроме того, там появились данные с железнодорожных билетов: маршрут следования, ФИО и часть номера паспорта. Также в поисковиках появились фотографии и данные пользователей программы обмена короткими сообщениями QIP.

Причины такого конфуза следует искать в самих сайтах, говорят в компаниях-поисковиках. Дело в том, что за «видимость» или «невидимость» определенного сорта информации «отвечает» файл robots.txt. На крупных порталах он «прячет» личные данные клиентов (список запретных тем составляет специалист по поисковой оптимизации, т.е. человек, «раскручивающий» сайт). Создатели сайтов попроще, как правило, не тратят время на прописывание в коде файла сотни моментов, «видеть» которые поисковикам не позволено. «Личную информацию посетителей сайта необходимо защищать паролем, – рассказал «НИ» пресс-секретарь «Яндекса» Очир Манджиков. – Иначе она может стать доступна всем пользователям Сети, для этого достаточно оставить в Интернете ссылку на страницу заказа или регистрации».

Многие интернет-магазины об утечке данных узнали не от разгневанных клиентов, а от корреспондентов «НИ». «Жалоб пока не было. Я не знаю, как засекреченная информация могла выйти на всеобщее обозрение. Нашей вины в этом нет. Я даже не знаю, как нужно накосячить, чтобы эта информация была доступна каждому», – поражаются в беседе с «НИ» в одном магазине интимных товаров. «Это вина не нашего сайта, а «Яндекса», мы устраняем проблемы, больше такого не повторится», – заявил «НИ» онлайн-консультант еще одного из секс-шопов.

Примечательно, что вчера президент России Дмитрий Медведев подписал поправки в закон «О персональных данных», которые должны обеспечить повышенную степень защиты в процессе обработки. Правда, касаются дополнительные «способы предохранения» крупных структур: банков, учреждений и органов власти. Открытость «частников» по-прежнему останется на их совести. Между тем эксперты говорят, что утечка данных способна серьезно навредить пользователям. «Одно дело – человек покупает «Войну и мир» в интернет-магазине, и об этом все узнают, и другое – когда человек что-то в секс-шопе берет», – говорит «НИ» гендиректор компании систем информационной безопасности SecurIT Алексей Раевский. Преступники легко могут ограбить клиента, сделавшего крупную покупку (например, один заказ касался ванны из белого мрамора за 22 тыс. рублей) – ведь домашний адрес и дата доставки также известны.

Эксперты не исключают возможности повтора подобных утечек информации. По одной из версий, ситуация с интернет-магазинами возникла по следам скандала с sms-сообщениями, отправленными по Интернету абонентам компании «Мегафон». Специалисты по поисковой оптимизации решили проверить, насколько хорошо защищены остальные порталы, правда, не ясно, в личных или профессиональных целях. «В Европе или США дело переросло бы в крупные иски. У нас же, скорее всего, ничего этого не будет. Даже закон о персональных данных у нас появился не потому, что в обществе поняли необходимость такого закона, а потому, что Россия обязана была его принять, если хочет присоединиться к мировому сообществу», – считает г-н Раевский. Тем не менее в отношении оператора «Мегафон» уже поданы несколько исков в суд – от Союза потребителей России и Роскомнадзора.

"