Posted 27 июля 2007,, 11:29

Published 27 июля 2007,, 11:29

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

Как Горбачев хотел покончить с Ельциным и почему не покончил

27 июля 2007, 11:29
Как Горбачев хотел покончить с Ельциным и почему не покончил

Ельцин и Горбачев. Фото: Би-би-си

Экс-президент Советского Союза Михаил Горбачев считает, что Беловежскими соглашениями было сорвано готовившееся подписание нового Союзного договора в 1991 году и заявляет, что руководством коммунистов было поддержано Беловежское соглашение.

«На 20 августа (1991 года) планировалось подписание нового договора, который сохранял Союз в другой форме в соответствии с Конституцией», - заявил Горбачев.

По его словам, проект нового союзного договора был подготовлен и завизирован. «Это (Беловежские соглашения) уже в пику (новому союзному договору), когда они увидели, что их идеи не проходят», - подчеркнул М.Горбачев.

Касаясь ситуации с ГКЧП экс-президент СССР сказал: «Коммунисты говорят (сегодняшние), что ГКЧП - это была борьба за сохранение Союза. Может это и было. Но, больше всего, это корысть, потому что они увидели, что их номенклатура, их время уходит. Идут другие люди, которые иначе хотят строить дела в Советском Союзе».

Горбачев сообщил, что «единственным человеком, который тогда (в 1991 году) не поддержал Беловежье, был Лукашенко (Александр Лукашенко - нынешний президент Белоруссии, который в то время был депутатом белорусского парламента)».

Экс-президент СССР Горбачев заявил, что «по просьбе Хасбулатова (Руслан Хасбулатов - бывший председатель Верховного Совета РСФСР), Зюганов (Геннадий Зюганов - лидер КПРФ) ходил и уговаривал голосовать за Беловежские соглашения».

«Когда в 1993 году президент Ельцин расстрелял парламент, впервые избранный на демократических выборах за всю 1000-летнюю историю, то шел вопрос, возбуждать уголовное дело или нет», - отметил Горбачев.

Он сказал, что в ходе тогдашнего судебного процесса «коммунисты и Ельцин договорились - одна сторона не настаивать на возбуждении уголовного дела по событиям 1993 года, другая - идет на амнистию гэкачепистов».

«Вот так номенклатура и распоряжается с мнением людей, с народом», - подчеркнул Горбачев. Он добавил, что в те годы до конца придерживался принципа: «началось с демократии, гласности и свободы - демократически все надо и решать».

«Такая железная ставка, по-моему, помешала кое-где. Ельцина надо было отправить после октябрьских его выходок (выступление на пленуме ЦК КПСС в октябре 1987 г.) на дипломатическую работу и на этом кончить с ним. Это ошибка моя», - сокрушался Горбачев.

Он подчеркнул, что тогда предпочел не расправляться таким образом «в своем домашнем кругу ЦК КПСС» с Ельциным. Он считает, что поступил правильно, что не принял решения применить силу для решения проблем, связанных с Беловежскими соглашениями.

«Был бы как минимум раскол в стране - в стране, напичканной оружием. Это могло привести просто к трагедии. Я сам себе отказал в этой возможности», - заявил Горбачев.

"