Posted 26 июля 2005,, 20:00

Published 26 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Шульцу повезло с языком

26 июля 2005, 20:00
Вчера в Ленинском федеральном суде Адмиралтейского района Петербурга продолжились слушания по делу экстремистской группировки «Шульц-88». Правда, заседание продлилось лишь несколько минут, после чего было перенесено на неопределенный срок.

Дело в том, что на слушаниях так и не появился московский эксперт из Института русского языка РАН им. Виноградова. Специалисты института изучали литературу, изъятую у активистов «Шульц-88», на предмет содержания в ней призывов к насильственным действиям в отношении представителей неславянских национальностей, а также оскорблений в их адрес. Экспертиза понадобилась после заявления главного обвиняемого, лидера группировки Дмитрия Боброва, о том, что при написании текстов он использовал язык Достоевского. Доводы прокуратуры, что выражения «кавказская гнусь», «жидовское племя» и другие вряд ли можно найти у классика, суд посчитал недоказанными. Материалы были отправлены в Москву.

На прошлом заседании обвинение представило результаты исследований. Московские лингвисты пришли к выводу, что у писателей из «Шульца» с Достоевским мало общего. «Несмотря на немалое количество синтаксических и пунктуационных ошибок, можно с уверенностью утверждать, что при создании этих текстов использовались нормы конца ХХ – начала XXI века», – говорится в экспертном заключении. Фразы типа «хачик», «поганое жидовское племя», «чурки», «кавказская гнусь», «черные свиньи» содержат обидный смысл для представителей ряда национальностей, полагают лингвисты. А что касается слова «жид», которое действительно встречается у писателя, то за века русский язык и нравы претерпели изменения, и то, что считалось необидным раньше, является оскорбительным сейчас, как и наоборот. Все ссылки на Достоевского со стороны экстремистов ученые посчитали некорректными, о чем и написали в заключении.

Однако адвокаты подсудимых усомнились в достоверности экспертизы и попросили пригласить хотя бы одного из ее авторов в зал заседаний. Очевидно, они полагали, что при перекрестном допросе смогут развеять научные доводы. Ведь когда лингвисты своими выводами развеяли в пух и прах все попытки доказать, что в пособиях «Шульцев» нет националистического смысла, в Петербурге заговорили о первой очевидной победе обвинения на этом процессе. Но радость была преждевременной. Волокита с агитационной литературой уже отняла у суда не один месяц, и сколько еще продлится, неизвестно.

Защита пытается всеми силами затянуть процесс: по совокупности некоторым из подсудимых грозит до 15 лет лишения свободы. Но лишь в том случае, если прокурорам удастся доказать, что «шульцы» не только избивали, но и убивали людей по националистическим мотивам.

Подсудимыми по делу проходят шесть человек. Лидер группировки – 25-летний Бобров, его ровесник и правая рука Алексей Вострокнутов и их четверо товарищей помладше. Среди обвиняемых есть несовершеннолетние, поэтому слушания проходят в закрытом режиме, а имена малолеток не разглашаются. Преступникам инкриминируется экстремизм – разжигание межнациональной и расовой вражды, призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ. Заседания длятся уже более года. Это было первое дело о нацизме в Петербурге. На счету бритоголовых десятки нападений на иностранцев и граждан неславянской внешности. Мало кто сомневается, что убийство 9-летней таджикской девочки Хуршеды Султановой в переулке Бойцова – также дело рук «шульцев». Есть версия, что они причастны и к гибели профессора кунсткамеры, известного специалиста в области нацменьшинств Николая Гиренко. Он выступал на процессе в качестве эксперта и доказывал, что сподвижники Боброва – ярые националисты. Однако пока доказано их участие только в одном «тяжелом» эпизоде: в марте 2003 года в метро скинхеды избили армянина Гаспаряна.

Вчера один из обвиняемых Алексей Мадюдин рассказал собравшимся у суда журналистам, что такое «Шульц-88». «Туда собирают настоящие отбросы общества, молодняк, который никому не нужен, – сказал Мадюдин, – а у Боброва звездная болезнь, ему все равно, кто вокруг».

Но, как известно, даже активно сотрудничавший со следствием член группы, убившей Галину Старовойтову, был оправдан и освобожден из зала суда. Мало сомнений, что Мадюдин и его отрекшиеся от Шульца товарищи тоже отделаются легким испугом. По крайней мере ни один из них не находится под арестом. Под подписку отпущен даже Вострокнутов. Сидит только сам Шульц.

"