Posted 26 июня 2006,, 20:00

Published 26 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

У Чебурашки дед – бурлак

У Чебурашки дед – бурлак

26 июня 2006, 20:00
Необычный скандал разгорелся в Ульяновске. Местный регионовед Сергей Петров обвинил детского писателя Эдуарда Успенского в плагиате. По мнению Петрова, имя легендарного Чебурашки придумано вовсе не Успенским. «Мне удалось сделать уникальное открытие, которое доказало, что Чебурашка не является интеллектуальной собствен

Начало скандала было положено в тот момент, когда доцент Ульяновского госуниверситета Сергей Петров в списках первоклашек одной из ульяновских гимназий случайно обнаружил необычную фамилию – Чебурашкина. «Меня тогда сразу осенило: фамилия не могла появиться после того, как Успенский написал знаменитую сказку, – говорит Петров. – Я уже давно занимаюсь антропонимикой и знаю, что у любой фамилии – большая история, которая не складывается за двадцать-тридцать лет. Вывод напрашивался один: Чебурашка появился задолго до сказки».

В поисках истины доцент поднял массу литературы. В словаре Владимира Даля Петров нежданно-негаданно обнаружил, что раньше так называли круглый непотопляемый поплавок невода. Позднее он стал деталью игрушки типа неваляшки. Игрушка получила название чебурашки. «Название, скорее всего, пришло из бурлацкой лексики. В литературе можно обнаружить и такие однокоренные слова, как «чебурахнуться» – низко наклониться или упасть, – поясняет Петров. – На мой взгляд, нечестно со стороны Успенского присваивать то, что придумано вовсе не им. Конечно, теоретически он мог об этом не знать, но зачем на несчастном Чебурашке теперь делать бизнес? Вот попробуйте ради интереса выпустить творог или сметану «Чебурашка», так на вас Успенский с кучей юристов сразу накинется. Неровен час, кто-то и Колобка таким же образом приватизирует!»

Пиком в карьере Чебурашки стало выдвижение его в символы нашей олимпийской сборной.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Сам г-н Петров в разговоре с корреспондентом «Новых Известий» вспомнил, что в далеком детстве у него была игрушка, которую называли ванькой-встанькой. «На самом деле это был никакой не ванька-встанька, а самый настоящий Чебурашка. Жалко только, что выкинули его, – говорит регионовед. – Правда, у Успенского Чебурашка – бесполое существо, а раньше Чебурашки были как мужчинами, так и женщинами».

Что делать со своим открытием дальше, Сергей Петров пока не знает. Говорит о том, что не прочь связаться с Эдуардом Успенским и поинтересоваться у него, с чего вдруг он решил присвоить себе ушастого зверька. «Если Успенский не признает, что Чебурашка – не его находка, тогда можно будет всерьез думать и о суде. Люди ведь должны знать, что и как на самом деле», – говорит Петров.

Юрист Игорь Иванов заявил «НИ», что процесс может получиться весьма забавным: «Успенский может возразить, что Чебурашка – это не просто слово, а созданный им целостный образ зверка с большими ушами. Во всяком случае все мы привыкли именно к такому Чебурашке. Ведь у Петрова, насколько я понял, основные претензии относятся непосредственно к термину».

НАШ ЛЮБИМЫЙ И БЕЗОБИДНЫЙ МУЛЬТГЕРОЙ УЖЕ НЕ РАЗ ОКАЗЫВАЛСЯ ПРЕДМЕТОМ ЖЕСТКИХ СУДЕБНЫХ СПОРОВ.

В конце 2003 года «отец» Чебурашки Эдуард Успенский уже доказывал свои права на этот товарный знак далеко-далеко за морем – в Токийском окружном суде. Оказывается, образ выдуманного зверька использовали три японские фирмы в корыстных коммерческих целях. Японцы продавали игрушки, майки, значки и другие товары с изображением так называемого «Чеби». Кроме того, те же коммерсанты занимались сбытом видеокассет и дисков с мультфильмами про Чебурашку.
Появление в самой России конфет, сырков и других продуктов под ярлыком «Чебурашка» заставило Эдуарда Успенского обратиться в суды и благополучно выиграть три года назад иск по защите своих авторских прав.
Невиданный ранее зверек был предметом спора и между его «родителями» – писателем Эдуардом Успенским и художником Леонидом Шварцманом. Художник, нарисовавший некогда Чебурашку, следуя образу, описанному в книжке, утверждал, что тоже имеет право на владение брендом. Но в итоге сторонам удалось поладить, и теперь, насколько известно, оба создателя получают свою долю прибылей.

"