Posted 27 мая 2019, 06:00
Published 27 мая 2019, 06:00
Modified 7 марта, 15:51
Updated 7 марта, 15:51
Иван Петровский
Маргарита Бутакова – тёща депутата Госдумы Вадима Белоусова, который был лишён неприкосновенности в декабре прошлого года. Пожилую женщину обвиняют в том, что она якобы была посредником в передаче взяток Белоусову и бывшему губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу (возглавлял регион в 2010 – 2014 годах). По версии следствия, они получили более 3 млрд рублей за покровительство компаниям, выигравшим гигантские подряды на строительство и ремонт дорожной сети. В деле есть ещё один фигурант – помощник депутата Белоусова Андрей Чуркин.
В своём предыдущем обращении на имя спикера Госдумы и генерального прокурора Бутакова заявила, что все четверо фигурантов стали жертвами оговора и необъективного следствия. В реальности, пишет она, миллиарды, украденные на дорожных подрядах, были выведены за рубеж группой предпринимателей, в которую в числе прочих входят Сергей Вильшенко, Константин Овчинников и Алексей Башаев. Нам удалось установить, что все они имеют тесные связи с Борисом Дубровским, занимавшим пост губернатора Челябинской области с января 2014 по март 2019 года. Дубровский ушел в отставку после того, как Федеральная антимонопольная служба доказала его участие в картельном сговоре с дорожно-строительными предприятиями. По сути, антимонопольщики подтвердили, что коррупционные схемы, создание которых приписывают Михаилу Юревичу, продолжили действовать и после смены губернатора. Не просто продолжили – масштабы хищений выросли в несколько раз.
Распределение дорожных контрактов в Челябинской области находилось под пристальным вниманием местного УФАС, начиная с 2011 года. Когда губернатором стал Дубровский, антимонопольщики столкнулась с беспрецедентным давлением, в котором, как ни странно, участвовали силовые структуры. 8 августа прошлого года в помещениях УФАС состоялся девятичасовой обыск. Позднее, как рассказала руководитель управления Анна Козлова, правоохранительные органы выявили существование плана по её дискредитации. По всей видимости, план этот составили руководители неформального объединения дорожных подрядчиков. Неизвестно, как далеко они могли зайти, если бы в дело не вмешался руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Что касается дела против Маргариты Бутаковой и её «сообщников», то объективность расследования здесь вызывала вопросы с самого начала. В апреле этого года материалы дела, подготовленные для передачи в суд, были проверены Генеральной прокуратурой. Ведомство вернуло дело в Екатеринбург для доследования и устранения нарушений. Проще говоря, прокуроры не обнаружили в нём доказательств вины пожилой женщины. Но вместо того, чтобы найти эти доказательства или закрыть дело, уральские следователи сделали странный ход, который позволит им бесконечно долго держать Бутакову в статусе подозреваемой.
Ситуация, в которой два подряд главы региона становятся фигурантами одного и того же коррупционного скандала, выглядит неординарной даже на фоне «посадок» федеральных министров. Тем более, что местные правоохранительные органы ведут в ней какую-то свою игру. Наша редакция решила разобраться с этих хитросплетениях с самого начала.
Основные действующие лица
Публичной эта история стала летом 2014 года. Челябинские следователи возбудили дело против руководителей двух местных дорожных предприятий. По версии следствия, директор ОГБУ «Челябинскавтодор» Константин Овчинников получил взятку от подрядчика ООО «ТехноПарк», которое возглавлял Алексей Башаев. В ходе этого расследования и были установлены многомиллиардные хищения бюджетных денег, известные нам сегодня по делу против бывшего губернатора Михаила Юревича. Дороги строили кое-как. Деньги, полученные дорожно-строительными предприятиями по госконтрактам, выводили через подставные фирмы, обналичивали или переправляли в офшоры.
Упомянутое нами ООО «ТехноПарк» было лишь одним звеном в длинной цепочке, которая вела к главному бенефициару «однодневок» бизнесмену Сергею Вильшенко. Именно этот человек контролировал ЗАО «Южуралавтобан» – крупнейшего дорожного подрядчика в Челябинской области. Маршруты перемещения 3 млрд рублей через компании Вильшенко за границу официально установлены. Причём не только следователями, но и налоговиками, которые провели выездные проверки в ЗАО «Южуралавтобан», «Каслидорремстрой», «Пластовское ДРСУ» и других компаниях.
Казалось бы, при таком раскладе Вильшенко, Овчинников и Башаев не смогут избежать уголовной ответственности. Но им это удалось. Как? – Очень просто. Совместно со своими адвокатами они убедили следствие в том, что «распиленные» на госконтрактах 3 млрд рублей они не вывели за границу, а передали губернатору Михаилу Юревичу и депутату Законодательного собрания Челябинской области (последствии депутату Госдумы) Вадиму Белоусову. Проще говоря, преступная «тройка» как бы «сдала» взяточников во власти и получила поблажку от правосудия.
Материалы проверок бухгалтерии «Южуралавтобана» и связанных с ним структур будто бы забылись. Уральские следователи начали дело о многомиллиардных взятках бывшему губернатору и депутату. Посредниками в передаче денег объявили Андрея Чуркина и 77-летнюю Маргариту Бутакову.
Никого не смутило, что три миллиарда рублей наличными – это примерно три грузовика бумаги. Можете представить себе старушку, которая разгружает коробки с деньгами где-нибудь на даче у Юревича или Белоусова? У нас вот не получилось. Вдобавок, известно, что Михаил Юревич давно находился в оперативной разработке у силовиков. Оперативники не могли не зафиксировать получение им 3 млрд рублей наличными, но ничего подобного в деле нет. Обвинение против Бутаковой построено только на показаниях Башаева, а он – заинтересованное лицо.
Кого прячут?
Следователь мог рассчитывать, что посадить пожилую женщину будет проще, чем остальных фигурантов дела. В свою очередь, приговор в отношении Бутаковой стал бы неоспоримым доказательством преюдициального характера вины Юревича и Белоусова. Проще говоря, после приговора «посреднице» в передаче выдуманных взяток, провести повторное следствие и суд по этому делу будет невозможно. А значит, руководителям и бенефициарам компаний из «челябинской схемы» удастся избежать ответственности, чтобы продолжить освоение бюджетных денег.
Казалось бы, после обращения Маргариты Бутаковой к председателю Госдумы и генеральному прокурору справедливость должна восторжествовать. Надзорное ведомство взяло на контроль дело против пенсионерки. Материалы дела были тщательно изучены в Москве. 11 апреля 2019 года заместитель генпрокурора РФ вернул следователям уголовное дело против Бутаковой для производства дополнительного следствия и устранения нарушений.
По сути, проверка Генеральной прокуратуры установила, что в деле отсутствуют какие-либо доказательства вины не только Маргариты Бутаковой, но и других членов «преступной группы». При этом очевидно, что Юревич не мог оказывать Башаеву «покровительство по службе», поскольку ни одно из служебных полномочий губернатора не распространялось на лиц, которых следствие считает членами организованной преступной группы. Что касается Вадима Белоусова, то он и вовсе никогда не имел отношения к распределению дорожных подрядов – ни во время работы в Законодательном собрании Челябинской области, ни во время работы в Госдуме.
Получив дело обратно, уральские следователи сделали неожиданный ход. Они объединили материалы против Маргариты Бутаковой с другими делами в отношении Михаила Юревича, которые были возбуждены в 2012-2014 годах, но к которым ни Маргарита Бутакова, ни Вадим Белоусов не имеют абсолютно никакого отношения. Речь идет о так называемом «медицинском деле», подстрекательстве к клевете и незаконном хранении оружия. Так, в деле о незаконном хранении Юревичем М.В. непригодного для стрельбы коллекционного пистолета XVIII века со спиленным бойком и разрезанным барабаном, который, к слову сказать, был получен Юревичем М.В. из рук руководителя ГУ МВД России по Челябинской области, сложно представить преступное участие Маргариты Бутаковой и Вадима Белоусова, поскольку пистолет, обнаруженный сотрудниками правоохранительных органов в ходе обыска, хранился в квартире, где раньше жил Михаил Юревич, куда ни Бутакова ни Белоусов не имели доступ. Что касается уголовного дела в отношении Михаила Юревича по факту совершения тем подстрекательства к клевете в адрес экс-председателя Челябинского областного суда Федора Вяткина, можно с уверенностью сказать, что ни Маргарита Бутакова, ни Вадим Белоусов и представления не имели о том, кто такой Вяткин и чем он так «не устроил» Михаила Юревича. Аналогичная ситуация и с так называемым «медицинским делом» о получении Михаилом Юревичем взятки в 27 млн рублей от экс-министра здравоохранения Челябинской области Виталия Тесленко, в преступной схеме совершения которого нет места ни Бутаковой, ни Белоусову, поскольку те никоем образом не были связаны ни со сферой здравоохранения, ни с компаниями-поставщиками медицинского оборудования, ни с другими фигурантами дела.
Учитывая неожиданное решение следователя о соединении этих дел, позволит тому бесконечно долго тянуть время, а реальные расхитители 3 млрд рублей на дорожных подрядах останутся на свободе.
Возникает вопрос: неужели всё это делается ради каких-то Вильшенко, Овчинникова и Башаева? Или за этими тремя дельцами стоит какая-то более крупная фигура? Как могут быть связаны странные действия уральских следователей с тем, что ФАС направила в правоохранительные органы материалы на Бориса Дубровского?
Губернатор и его сын
Дубровский подал в отставку с поста губернатора Челябинской области 19 марта 2019 года. Решение было для многих неожиданным. За пару дней до этого глава региона заявил, что намерен участвовать в выборах на второй срок. Но затем ФАС объявила его участником антиконкурентного сговора, в котором были замешаны областной Миндортранс и компания АО «Южуралмост». Последняя, к слову, стала правопреемницей ЗАО «Южуралавтобан», которое в августе 2018 года направило в суд заявление о банкротстве по решению акционеров.
Антимонопольщики подсчитали: на момент избрания Дубровского губернатором в 2014 году «Южуралмост» занимал лишь 9% рынка дорожных контрактов в регионе. В 2015 году его доля резко выросла до 92%, а прошлый год компания закончила фактическим монополистом – её доля на рынке составила 96%. Бенефицираом АО «Южуралмост» челябинские СМИ называют всего того же Сергея Вильшенко. Согласно данным ЕГРЮЛ, руководителем компании является некто Александр Зырянов, он же числится сегодня гендиректором того самого ООО «ТехноПарк».
Проверка ФАС затронула контракты на строительство и ремонт дорог на сумму более 8 млрд рублей. По данным службы, не менее 10 аукционов были проведены с нарушениями. Проще говоря, условия торгов были заточены чиновниками под одну конкретную компанию – «Южуралмост». В середине марта замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский сообщил журналистам, что материалы в отношении Бориса Дубровского будут переданы в МВД и Генеральную прокуратуру.
Но вряд ли это единственная история, по которой у правоохранительных органов могут возникнуть вопросы к отставному губернатору. В апреле этого года челябинское УФАС установило факт сговора между региональным оператором капремонта и ООО «Жилкомсервис», принадлежавшим сыну экс-главы региона Александру Дубровскому. Установлено, что «Жилкомсервис» получил контракт на сумму более 200 млн рублей на поставку и замену лифтов в домах Челябинска. При этом, как заявили в ФАС, региональный оператор под надуманным предлогом отказал в участии в конкурсе двум другим компаниям. А ещё в СМИ не раз проходила информация о том, что семья Дубровского и Сергей Вильшенко являются главными бенефициарами скандального передела мусорного рынка в Челябинске, в результате которого город целый месяц тонул в отходах.
На фоне всего этого нас как бы пытались убедить, что главным звеном коррупции в Челябинской области была 77-летняя пенсионерка Маргарита Бутакова. Хочется верить, что вмешательство Москвы обеспечит объективное расследование этого и других уголовных дел, связанных с гигантскими хищениями в уральском регионе.