Posted 27 мая 2008,, 12:48

Published 27 мая 2008,, 12:48

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Время читать уже прошло?

Время читать уже прошло?

27 мая 2008, 12:48
Современных посетителей библиотек интересуют карты натовских баз и пунктов ГАИ

Сегодня отмечается Общероссийский день библиотек. Именно в этот день в 1795 году императрица Екатерина II основала Российскую национальную библиотеку (РНБ) — одно из крупнейших книгохранилищ мира. Сама же памятная дата была установлена в 1995 году президентом Борисом Ельциным. Как говорится в соответствующем указе, «учитывая большой вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, постановляю: установить общероссийский День библиотек и отмечать его 27 мая».

«Новые Известия» поздравили с профессиональным праздником генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Васильевича Федорова и задали ему несколько вопросов.

— Недавно известный американский фантаст Гарри Гаррисон заявил, что в России есть четкая грань между серьезной и развлекательной литературой. Как, по-вашему, действительно ли можно разделить читателей по такому принципу? Или же проблема надуманна?

— Да, такая проблема существует, однако я не могу полностью согласиться с уважаемым фантастом. Он рисует нашу действительность несколько лучше, чем она есть на самом деле. Во времена Советского Союза, например, было мало собственно развлекательной литературы. Однако существовал мощный пласт научно-популярной литературы — например, серия «Эврика» издательства «Молодая гвардия», где я когда-то работал. И в этой серии простым, доходчивым языком известные ученые-академики писали для молодежи о довольно сложных вещах — так что была популярная в хорошем смысле этого слова литература. А сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается.

— То есть профанируется научная литература?

— Да, и читатель в растерянности. Это особенно опасно для детей и юношества. Например, те же самые гороскопы и астрологическая литература — взрослый думающий человек понимает, что к этому не стоит относиться серьезно. А юный читатель принимает это за чистую монету и в конце концов не может отличить лженауку от подлинных научных знаний. Очень тревожная тенденция. Что касается разного рода «сенсаций», то, наверное, такая литература в принципе может существовать, но в разумных пределах.

— Сейчас проводится много акций, чтобы привлечь людей в библиотеки. Насколько эффективны внешние способы воздействия?

— Не соглашусь с вами в постановке вопроса. Не слышал о том, что проводится много акций по привлечению людей в библиотеки. Бесспорно, проблема существует. В связи с переходом к рыночной экономике и потере духовных и нравственных ценностей и наряду с этим с развитием информационных технологий и интернета — интерес к чтению не упал. Он должен был бы упасть, но не упал. Да, сегмент читающих людей становится меньше, но катастрофы здесь нет: подлинная работа с книгой, таким образом, становится элитарной. Это объективная закономерность. И в то же время нужно, чтобы в обществе стыдились не иметь базовых культурных понятий. Вот здесь пошлое словечко «модно» работает в позитивном ключе.

— Какой вам представляется библиотека будущего?

Всё очень просто. Ее фундаментом должна быть классическая библиотека на традиционных носителях информации. В то же время она должна быть достаточно современной, ведь 90 % читательских запросов касаются литературы последних пяти-семи лет. Причем информативная, справочная, учебная литература — та, что пользуется наибольшим спросом, должна быть в электронном, оцифрованном виде. Таким образом, библиотека сможет обслуживать не только тех читателей, что приходят «своими ногами», но и удаленных пользователей. Вот у нас 200 виртуальных читальных залов по всей России. И сейчас технологии очень быстро развиваются, надо уже жить категориями завтрашнего дня, это касается и интернета, который стремительно проникает всюду.

— Не могли бы вы вспомнить какой-нибудь забавный случай из вашей работы с читателями?

— У нас такие случаи происходят довольно часто. Например, дня два назад приходит ко мне возмущенная дама в платье с очень глубоким декольте на спине. Требует директора. Я спрашиваю: в чем проблема? Оказывается, у нее вышел скандал на входе. У женщины был длинный пиджак, который охрана сочла верхней одеждой и заставила сдать в гардероб. Читательница возмутилась и пошла искать правды — к директору. Настойчиво поворачивается ко мне смело декольтированной спиной и восклицает: «Да разве можно в таком виде идти в библиотеку?!»

У нас даже младенцы — читатели

Российские библиотекари делают всё от них зависящее, чтобы привить людям любовь к чтению. Так, сотрудники Самарской областной детской библиотеки навещали в роддомах будущих мам, дарили им детские книжки, а также заводили на новорожденных читательские формуляры. Во вторник в Самаре завершается акция «Время читать!», а в областной научной библиотеке проходит Неделя возвращенной книги.

СССР когда-то был самой читающей страной в мире. Сейчас учителя и родители жалуются на то, что школьников просто невозможно оторвать от компьютера и телевизора и заставить читать. А уж в библиотеки они заглядывают лишь по очень большой нужде. Пытаясь привлечь к своим фондам читателей, сотрудники последних проводят разнообразные акции. «Здравствуй, малыш!» и «Время читать!» в их числе.

На читательском билете новорожденного изображен розовощекий карапуз. Достигнув определенного возраста, ребенок может прийти с таким формуляром в библиотеку и пользоваться им в течение десяти лет. Подобные акции по привлечению в библиотеки юного поколения их сотрудники собираются проводить как минимум года три.

А в самарском метро стал курсировать «читающий вагон», по улицам города прошел парад молодежи, читающей любимые книги. В парках областной столицы представлены цитаты из популярных литературных произведений. Изречения классиков активисты наклеили ночью. Утром вторника все желающие уже могли с ними ознакомиться.

Все самарские библиотеки приготовили своим читателям подарки. При оформлении заявки на получение книги в читальном зале надо отгадать цитату. За правильный ответ ждет награда — памятный сувенир.

В самарских кафе в связи с праздником библиотек вместе со счетом посетители получают список книг, одну из которых можно выбрать себе в подарок.

Молодежь в майках с надписью «Время читать!» ходит по трамваям и автобусам и раздаривает всем желающим книжки. Сегодня же юные самарцы у здания областной библиотеки провели игру «В погоне за книгой».

Между тем сотрудники библиотек надеются, что хотя бы в их праздник читатели, не вернувшие книги, одумаются и отдадут их обратно в фонд. В Неделю возвращенных книг все должники попадают под своеобразную амнистию. Независимо от того, когда читатель взял из библиотеки книгу, он может ее принести, не боясь штрафных санкций.

По мнению библиотекарей, основная причина невозвращения фолиантов — низкая культура пользования фондами, забывчивость читателей, незнание об ответственности за нарушение сроков возврата документов.

Дедуктивный метод для Достоевского

Библиотекари прекрасно знают, какие книги нынче в моде. «Наравне с Дашковой, Донцовой и Марининой всё же спрашивают Василия Аксенова и Ремарка», — заявила сотрудник Владимирской областной библиотеки Татьяна Шестернина в интервью ГТРК «Владимир».

«Чего только не спрашивают пытливые читатели, свято веря в абсолютную универсальность научной библиотеки. Однажды требовали карту баз НАТО. И атлас автомобильных дорог с обозначением постов ГАИ. Иногда просто спрашивают “синенькую” или “красненькую” книжечку. Тогда библиотекари дедуктивным методом вычисляют: с какого курса какого учебного заведения их читатель», — добавляет Вера Морозова, работающая с каталогами в той же библиотеке.

Но иногда запросы читателей заводят в тупик. «Приходят, спрашивают книгу “Месть и закон”, наши добросовестные библиотекари перерыли все полки и спрашивают: а что вы сейчас проходите в школе? Оказалось, что нужно было “Преступление и наказание” Достоевского», — вспоминает Татьяна Брагина, замдиректора по научной работе областной библиотеки.



Немного истории

Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга — старейшая государственная библиотека страны, вторая по величине фондов в России, одно из крупнейших в мире информационно-библиографических учреждений, российский центр научно-исследовательской и научно-методической работы в области библиотековедения, библиографии и книговедения. Она была основана Екатериной II как Императорская Публичная Библиотека и национальное книгохранилище. Тогда же Екатерина II высочайшим повелением одобрила представленный архитектором Е. Соколовым проект здания библиотеки, строительство которой началось в июне 1795 года. Это было первое в России здание, предназначенное именно для библиотеки. Место было выбрано в центре тогдашней столицы, на пересечении улицы Сенной (Б. Садовой) с Невским проспектом, недалеко от дворца и вблизи оживленного Гостиного двора.

Подобно европейским библиотекам, хранившим архивы национальной печати и памятники письменности, новой российской библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей, но еще библиотека была задумана и организована как публичная, общедоступная. Она учреждалась «в пользу любителей учености и просвещения», предназначалась для «публичного употребления» и ставила целью «общественное просвещение россиян».

Формирование фондов началось одновременно со строительством здания, отмечает РИА «Новости». В 1795 году по указу императрицы в него была доставлена из Варшавы коллекция братьев Залуских, а чуть позднее поступило знаменитое рукописное собрание чиновника русского посольства в Париже П. Дубровского. С него и возникло в 1805 году особое хранилище — депо манускриптов. В 1810 году царь Александр I утвердил «Положение об управлении Императорскою Публичною Библиотекою» — первый в России библиотечный закон и особым рескриптом предписал открыть новое учреждение «на пользу общую».



Сергей ИШКОВ (Самара), Захар КЕНИН, Александр КОЛЧИН


"