Posted 26 мая 2005,, 20:00
Published 26 мая 2005,, 20:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Родители во всем мире считают своим долгом читать детям сказки. Предпочтение, как правило, отдается сказкам народным, поскольку они «содержат мудрость веков». Но пригодится ли она современным детям, которым суждено жить в век информационных технологий? Аспирантка Университета Дерби в Великобритании Сьюзан Даркер-Смит попыталась ответить на этот вопрос.
В ходе исследования, проведенного в городе Лестер на востоке Англии, были опрошены родители учащихся младших школ, а также женщины, имевшие определенные проблемы в семье. Результаты поразили даже видавших виды ученых. Все без исключения женщины, ставшие жертвами домашнего насилия, в детстве были без ума от сказок «Золушка» и «Красавица и чудовище». Дамы же, чья семейная жизнь сложилась благополучно, чтением сказок не увлекались, отдавая предпочтение фильмам, транслировавшимся по телевидению. Вывод напрашивался сам собой.
«Героини традиционных сказок воспитывают в юных читательницах модель поведения подчиненной женщины. Вырастая, они сохраняют убеждение, что, если их любовь достаточно сильна, они смогут изменить поведение партнера», – считает исследовательница. А вот девочки, в жизни которых большее место занимал телевизор, подобных комплексов не имеют. По мнению Сьюзан Даркер-Смит, «телевидение и другие современные источники информации прививают детям более адекватные представления об окружающем мире и их месте в нем».
Своими соображениями, изложенными в докладе «Сказки, которые мы рассказываем детям: почему девушки ждут перемен у будущих партнеров», молодая исследовательница собирается поделиться с коллегами на Международном конгрессе по когнитивной терапии, который пройдет в Гетеборге (Швеция) в конце мая 2005 года. Однако еще до официальной публикации ее исследование вызвало большие споры в среде психотерапевтов.
Известный московский психотерапевт Роза Дмитриченко пояснила «НИ»: «О том, что сказки, рассказанные в детстве, влияют на всю последующую жизнь человека, мы знаем давно. Первым психотерапевтом, обратившим внимание на этот феномен, был Эрик Берн, который дал исчерпывающий анализ народных сказок и их сценариев. Действительно, женщины, зачитывавшиеся в детстве сказкой «Красавица и чудовище», она же «Аленький цветочек», склонны к всевозможным зависимостям – алкогольной, наркотической, любовной и т.д. Сказка же «Красная шапочка» вообще чудовищна по своему содержанию – она воспитывает из девочки потенциальную жертву насилия с ярко выраженным провоцирующим поведением. Впрочем, не все так просто. Мало понять, какая сказка является главной в жизни ребенка. Надо еще разобраться, какую роль играет в ней ребенок. Ведь не исключено, что девочка, увлекающаяся «Золушкой», представляет себя в роли Злой Мачехи, а поклонница «Красной шапочки» воображает себя Серым Волком. Согласитесь, что это совсем другой сценарий. В психотерапии любые обобщения опасны, она столь же индивидуальна, как и человек».