Posted 26 марта 2007,, 20:00

Published 26 марта 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

Что имеем – не храним

26 марта 2007, 20:00
Почти половина москвичей вообще отказались от культурного досуга

С каждым годом москвичи становятся все менее культурными. 40% столичных жителей вообще не ходят в театры, музеи, на концерты и выставки. Большинство москвичей совершают культпоходы не чаще, чем раз в полгода. Таковы результаты опубликованного вчера соцопроса. Эксперты отмечают, что снижение интереса к культурным ценностям уже стало устойчивой тенденцией. Психологи добавляют: переход от «высокого искусства» на бытовые развлечения напрямую связан с ростом числа москвичей, страдающих от стрессовых расстройств.

Москвичи традиционно считаются самыми культурными среди россиян. И, действительно, в столице постоянно открываются новые выставки, проходят разнообразные концерты, а по числу театров и музеев Москва значительно опережает все остальные города. Только вот жители первопрестольной предпочитают проводить свой досуг в барах и ночных клубах или просто дома, у телевизора. Соцопрос, проведенный компанией «Башкирова и партнеры», доказывает, что высокая культурная активность москвичей уже давно стала мифом. «Дело в том, что посещение культурных центров сильно зависит от воспитания, – пояснил «НИ» руководитель отдела социальных и политических исследований компании, проводившей исследование, Александр Музафаров. – Если человек не приучен с детства ходить в театры и музеи, то мало шансов, что он будет интересоваться ими во взрослой жизни. Многие не ходят туда и по причине недостатка денег».

Экспертов данные соцопроса не удивили. Они даже предположили, что на самом деле ситуация может быть еще более печальной. «По моим оценкам, в музеи, театры, на выставки и концерты вообще не ходит порядка 70% москвичей, – рассказал «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Следует обратить внимание, что кино в этом перечне нет. Несмотря на то, что большинство фильмов сейчас можно посмотреть дома, кинозалы не пустеют. Сейчас кинозалы оборудованы по последнему слову техники, там можно насладиться объемным звуком и высоким качеством изображения. А вот театры остались такими же, как и раньше. Они практически ничего не делают, чтобы привлечь зрителя».

Вместе с тем постоянными посетителями культурных мероприятий столицы становятся приезжие из других регионов. «Тут действует правило: что имеем, не храним, потерявши плачем, – пояснил «НИ» г-н Крический. – У москвичей все культурные центры под боком, и они этого не ценят, в отличие от приезжих». К такому же выводу пришли и психологи. Если провинциалов еще привлекают выставки современных художников и новые постановки на сцене, считают эксперты, то пресыщенных москвичей манят в основном клубы с новыми шоу-программами и бары с оригинальным набором коктейлей. В результате в столице наблюдается тенденция к массовизации культуры, отхода от традиционных духовных ценностей.

«Чем больше у людей возможностей вести клубно-ресторанный образ жизни, тем меньше у них интереса к театру и музеям, – рассказал «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Дело в том, что Москва идет впереди всей страны по пути подражания западному образу жизни. У нас тоже взят курс на поверхностные развлечения. В значительной степени именно поэтому сейчас неуклонно растет число людей, страдающих от стрессовых расстройств. Традиционные культурные ценности и классические спектакли дают чувство внутренней опоры, которое помогает бороться со стрессами».

«МОСКВИЧАМ ЕЩЕ ПОВЕЗЛО»

Режиссер и актер Олег ТАБАКОВ:
– Думаю, что современный москвич не посещает театры в силу их дороговизны. Когда-то максимальная цена на билет составляла 2 рубля 20 коп. Сегодня – совсем другие цифры. Конечно, бороться за просвещение стоит. Например, первое, что я сделал, став директором театра «Современник» в 1980 году, – добился, чтобы наш репертуар показывали по телевидению. В итоге на хорошие спектакли спрос повысился.
Бард Георгий ВАСИЛЬЕВ (дуэт «Иваси»):
– Если о культуре «не беспокоятся» всего 40% москвичей, то нам еще повезло. Проведя аналогичный опрос среди жителей других крупнейших городов, можно получить куда более ужасающую цифру. И смысла бороться за культурное просвещение я не вижу. Неужели людей, которые не интересуются театрами или не могут в силу разнообразных причин их посещать, кто-то может заставить туда пойти?

"