Posted 27 января 2022,, 15:13

Published 27 января 2022,, 15:13

Modified 25 декабря 2022,, 18:20

Updated 25 декабря 2022,, 18:20

Профессор Савватеев опубликовал Манифест спасения массовой школы в России

Профессор Савватеев опубликовал Манифест спасения массовой школы в России

27 января 2022, 15:13
Фото: https://www.youtube.com/watch?v=4sG_0yCxJfE&t=264s
Доктор физико-математических наук и известный популяризатор математики Алексей Савватеев на ютуб-канале «Спец» рассказал о том, что вместе с коллегами подготовил Манифест спасения массовой школы в России, поскольку наша страна находится "на пороге безвозвратной гибели качественного массового школьного образования".

Алексей Савваттеев один из тех представителей сферы образования, которые не боятся открыто говорить о том катастрофическом положении, в котором сейчас российское образование находится.

Только в отличие от многих, Савватеев не просто критикует сложившуюся ситуацию, но и предлагает совершенно конкретные пути для решения многочисленных проблем в образовании.

«Новые Известия» публикуют текст Манифеста спасения массовой школы в России (источник: savvateev.xyz)

Будут ли эти спасительные предложения услышаны руководством страны?!

МАНИФЕСТ СПАСЕНИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

Описание ситуации

В настоящее время массовое школьное образование, особенно вне двух столиц, находится в состоянии прогрессирующего распада.

Об этом свидетельствуют многочисленные интервью ректоров провинциальных ВУЗов, к которым на учёбу приходят студенты, не знающие самых азов.

Средние баллы ЕГЭ, которые от года к году не очень меняются, никого не должны обманывать: ведь это происходит в условиях, когда темы заданий не меняются много лет, под конкретные варианты школьники готовятся чуть ли не с 5 класса, выходит множество методичек по конкретным задачам, разборов в интернете и т.д.

Результаты ЕГЭ подпадают под «закон Гудхарта». А что произойдет, если структуру варианта изменить? Можно только догадываться. Кроме того, с каждым годом растёт пропасть между Москвой и провинцией - результаты ЕГЭ в Москве выше по всем параметрам, которые можно придумать. Декларированная в статье 43 Конституции общедоступность бесплатного образования не обеспечивается.

Во многих регионах имеется острый дефицит учителей (порой до половины от их числа): низкие зарплаты, огромный объем отчетности, профессиональное выгорание, старение и непрестижность профессии ведут к уходу грамотных учителей из школ. В итоге в среднестатистической школе качество образования быстрыми темпами снижается, а само школьное обучение в старших классах в большинстве случаев сводится исключительно к натаскиванию на ЕГЭ, причём чаще всего за деньги и во внеурочное время.

Понятно, что лояльность к своей стране и своему государству тех немногих учеников, родители которых нашли деньги на дополнительные занятия, оказывается низкой; значительный их процент стремится покинуть Родину по окончании ВУЗа.

В настоящее время российское образование не имеет явной социальной цели и никак не связано с реальным обустройством жизни учеников после окончания школы. Массовое образование в стране фактически подчинено навязанным ему внешним целям: освоить новые технологии, войти в какие-то рейтинги, непременно куда-то «трансформироваться». В нынешних условиях реальная задача школы сужается до выдачи аттестата, всеми правдами и неправдами (неправдами куда чаще - все знают, как в школах проводятся ВПР).

На этом фоне набирает силу кризис подготовки школьных учителей. На данный момент нижняя граница баллов для подачи документов в педагогический вуз составляет примерно 35 баллов из 100 по ЕГЭ. За этим показателем скрыт низкий статус педвузов как «отстойников» для тех, кто не в состоянии поступить в другие вузы.

Объективно сложилась ситуация, при которой педвузы готовят не достойных специалистов, а «худших из худших». В итоге приток новых учителей в массовую школу крайне низок, да и молодые учителя часто откровенно плохо знают преподаваемые ими предметы.

Ситуация усугубляется инициативами по скорейшему внедрению цифровых технологий в школьное образование (вроде сберклассов, а теперь есть ещё и подписанная премьером М.В.Мишустиным стратегия цифровой трансформации школы!), которые направлены по сути на решение проблемы кадрового голода за счет частичной или полной замены учителей "технологиями": искуственным интеллектом, дистанционными консультациями "с лучшими столичными учителями", видеоуроками и интерактивным контентом.

Необходимо отметить, что согласно мнению поголовно всех вовлечённых в реальный образовательный процесс лиц, экранизация не является ни полноценной, ни даже «костыльной» заменой живого педагогического процесса, не говоря уже о том, что воспитательная функция образования при этом исчезает вовсе.

Россия находится на пороге безвозвратной гибели качественного массового школьного образования. Еще буквально 5 лет, и в стране нормально будет функционировать лишь элитный сегмент школьного образования, который охватывает мизерную долю всех учащихся России.

Проблемная ситуация

Массовое школьное образование - это инструмент выравнивания возможностей: обучение, социализация и воспитание образуют вместе социальный лифт, который преследует 2 цели: а) адаптация новых поколений к жизни в обществе и б) обеспечение их базовыми знаниями, необходимыми для сохранения и передачи следующим поколениям национального культурного кода.

Развал массового школьного образования в России приведет через несколько лет к двум главным, почти неразрешимым проблемам:

  1. Острая нехватка людей, способных поддерживать функционирование современного общества. Сложную экономическую и социальную структуру России просто не сумеют поддерживать люди, которые в массе своей не получили нормального образования в школах. Те немногие, которые получают или недавно получили нормальное образование в элитных и специализированных школах, тривиально не «потянут» на себе поддержание в России достигнутого уровня цивилизации - то есть не смогут обеспечить сохранения и развития нашей страны в целом. Нормальное массовое школьное образование - это обязательный элемент развития России, особенно на уровне регионов и их экономики.
  2. Резкое обострение политических рисков, связанных с молодежью. Легче всего манипулировать не образованными и не безграмотными людьми, а людьми полуобразованными. В политическом отношении полуобразованные люди наиболее опасны: их амбиции высоки («у нас же диплом!»), но образования не хватает для того, чтобы сделать карьеру, найти нормальную работу и адекватно понимать ситуацию в стране. Легко представить себе последствия политического участия поколений, сформировавшихся благодаря смартфонам, песням Моргенштерна, роликам Навального и т.д., но в то же время ощущающих себя «лузерами» из-за того, что они не получили хорошего образования в родной стране.

Цель

Наша цель - возрождение качественного массового школьного образования, что обеспечит 1) сохранение и воспроизводство современного общества в России и 2) эволюционный, некатастрофический (нереволюционный) путь политического развития нашей страны в ближайшем будущем.

Необходимо сформировать реалистичное представление о модели образования, которая позволит достичь поставленной цели. Речь идет об ответах на вопросы: 1) кто будет учить в школе, 2) чему учить и 3) как учить.

Следует отметить, что мы не планируем затрагивать специализированные, элитные и частные школы, в том числе не планируем применять к ним меры нивелирующего характера либо как-то оказывать на них давление. Ниже речь идёт только о сегменте государственных общеобразовательных школ.

Ключевые идеи

«Кто будет учить в школе?» (Ответ: учителя)

1) Существенное быстрое повышение социального статуса и престижа профессии «школьный учитель».

  1. Резкое и быстрое повышение в несколько раз реальных окладов «за ставку» школьных учителей на территории всей страны. Минимальный уровень зарплаты учителя за одну ставку - в объеме 5 МРОТ. Выделение на повышение зарплат учителей средств из федерального бюджета. До этого - быстрое высвобождение средств муниципальных бюджетов, из которых на непосредственную оплату труда учителей по сетке расписания порой идёт всего 10% зарплатного фонда (на примере Алапаевского муниципалитета).
  2. Введение «учительской ипотеки» (по аналогии с «военной ипотекой»). Речь идет о массовом предоставлении льготной ипотеки учителям в городах, особенно учителям молодым и среднего возраста. Эта инициатива значительно увеличит престиж профессии школьного учителя, и приведет к притоку в профессию мужчин.
  3. Результатом увеличения зарплаты и повышения социального статуса станет возврат мужчин-учителей в среднюю школу - то есть частичная компенсация существующего гендерного дисбаланса среди учителей. Заодно автоматически вырастет конкурс в педвузы, что позволит в свою очередь существенно повысить и уровень преподавания в них.
  4. Предоставление учителям официальной дисциплинарной власти в школах, что позволит решить проблему неадекватных учеников, срывающих процесс обучения и хамящих преподавателям. Этот вопрос требует решения на законодательном уровне, с воплощением в жизнь с помощью телефонов доверия и т.д. В Москве остро стоит проблема «родительского диктата», когда одна жалоба со стороны родителя подвергает положение учителя риску. Когда зарплата учителей по стране станет достойной, эта проблема станет актуальной по всей России. Надо быть готовым немедленно её решить.

2) Освобождение школьных учителей от бремени бюрократической отчетности, ее минимизация для учителей-предметников.

    Расформирование Рособрнадзора как бессмысленной организации, вся деятельность которой негативно влияет на систему образования. Ликвидация Рособрнадзора будет решающим пунктом в деле высвобождения учителей из-под гнета бюрократии, поскольку исчезнет контрольная организация, единственным смыслом существования которой является производство всё больших объемов отчетности.

  • Максимальное сокращение отчетности школьных учителей. В идеале единственной формой непосредственной отчетности учителя будет запись о факте проведения урока и изучавшемся на нем материале.
  • Превращение статистики по отчетности во внутреннее дело школы. Отказ от различных KPI для школ.
  • Требование максимальной информационной прозрачности статистики Министерства просвещения. Параллельно с требованием сокращения отчетности, необходимой от учителей, следует требовать обязательной публикации Министерством максимального объема информации о реальном положении дел в школах по всей России. В первую очередь необходимы данные о:

    • числе школ, где есть дефицит учителей, и по каким предметам;
    • доле учителей пенсионного и предпенсионного возраста;
    • реальной нагрузке учителей в школах;
    • реальных зарплатах учителей-предметников в школах;
    • количестве учеников в классах в разрезе регионов, муниципалитетов и конкретных школ;
    • числе школ, где учатся в 2 и 3 смены;
    • официальных вариантах ЕГЭ;
    • детальных результатах ЕГЭ по всем регионам в динамике;
    • проходных баллах по ЕГЭ для педвузов.

    3) Сокращение раздутой, чрезмерной нагрузки на школьных учителей до разумных объемов.

    1. Необходимо сокращение числа учеников в классах. Ни один учитель не в состоянии эффективно учить классы из 40 человек. Поэтому необходимо сокращение числа учеников в классах до цифры не более чем в 20 человек. В свою очередь, это означает требование найма на работу значительного дополнительного числа учителей в школу.
    2. Сокращение (благодаря резкому повышению зарплат) количества случаев, когда учителям приходится работать на 2-3 ставки. Работа на 2-3 ставки означает неэффективность преподавания в связи с чрезмерной нагрузкой на учителя, и это положение должно постепенно ликвидироваться в качестве одной из мер возрождения школы.

    4) Присвоение школьным учителям статуса, аналогичного статусу государственных служащих.

    1. В перспективе нескольких лет потребуется ведение статуса «Государственный учитель», приравниваемого к статусу государственного служащего - в том числе в отношении занятости, уровня заработной платы и социальных гарантий. Речь идёт о ситуации, когда учительский корпус уже оздоровится; в настоящее время мы исходим из того учительского корпуса, который имеется в наличии, однако многократное повышение зарплат и снижение нагрузки необходимо произвести немедленно, иначе никакие изменения не имеют шанса начаться.
    2. Тем не менее, уже сейчас требуется выделить преподавателей высшей категории на основе опросов учеников - нынешних граждан страны, в том числе, увы, покинувших Россию. Этим учителям государство даст максимальные гарантии нормальной работы немедленно, прямо сегодня выделит значительное прямое федеральное финансирование (надбавка не менее 100 000 рублей в месяц!) и в обмен попросит передавать свои навыки учительства молодым учителям в их школах.

    5) Возрождение системы высшего педагогического образования.

    1. Коренные изменения в работе системы педагогических вузов, чтобы они начали готовить для массового школьного образования квалифицированных профессионалов. Увеличение вложения ресурсов в педвузы, реорганизация всей их деятельности.
    2. Повышение статуса обучения в педагогических вузах. Категорический уход от сложившейся ситуации, когда педвузы служат своего рода «отстойником» для тех, кто не способен (по тем или иным причинам) поступить в другие вузы. В переходные годы учителей надо рекрутировать по принципу «все, кто умеют в руках держать мел и готов обучиться/вспомнить минимальный набор предметных знаний». Набирать учителей из всех лучших университетов страны! Мы очень рассчитываем в этот первый период на учителей, перебежавших в репетиторы, сменивших профессию и даже вышедших на пенсию от сегодняшней безысходности. Мы призовём отставных военных, особенно мужчин. Вопрос добора учительского корпуса - это вопрос национальной безопасности России!

    6) Приоритет - возрождению массовой начальной школы.

    1. Первым этапом возрождения качественного массового образования должно стать кардинальное улучшение ситуации в начальной школе. Именно решение проблем начальной школы позволит обеспечить решение проблем всей средней школы, поскольку фундамент основных проблем школьников закладывается именно к 5-му классу.
    2. Дошкольное образование также подлежит ревизии, с удалением неработающей на практике теории «фонетического слуха», не воспринимаемой детьми, а также отказ от других теорий (касающихся всех уровней обучения), противоречащих практике и здравому смыслу.
    3. Решение проблем начальной школы и «дошколки» - проще, чем в других возрастных звеньях (например, учебники там не столь многочисленны и достаточно просты). К тому же подготовить новых учителей из молодежи для работы в начальной школе и в детских садах будет легче и быстрее.

    «Чему будут учить в школе?» (Учебники)

    1) Акцент на получение фундаментальных знаний.

    1. Официальная фиксация концепции универсальных фундаментальных знаний. Эта концепция предполагает отказ от идеи устаревания знаний и, наоборот, подчеркивает необходимость изучения учениками неизменного фундамента базовых знаний. В рамках этого подхода возникает универсальный критерий оценки качества образования: ученики в школе должны быть способны сегодня успешно решать те же самые задачи, успешно учиться по тем же самым учебникам, что, например, и их бабушки и дедушки.
    2. В центре образовательного процесса в школе должна быть передача важнейших фундаментальных знаний. Нельзя заменять в содержании школьного обучения подготовку по ключевым предметам утилитарным подходом («овладение стандартными навыками и компетенциями»). Как показал опыт США, приоритет овладению учащимися навыками и компетенциями неизбежно приводит к резкому снижению качества образования.
    3. Ставка в массовой школе должна быть сделана на содержание образования, а не на вспомогательные дисциплины. Основное время в рамках учебного процесса должно отводиться на классические предметы, которые ни в коем случае не должны ущемляться в пользу освоения навыков презентаций, проектной деятельности или публичных выступлений.
    4. В основе всего должна быть концепция «адекватного минимума знаний», без наличия которых нельзя говорить о получении учеником современного образования в средней школе. Эта концепция предполагает создание перечня тех предметов (и учебников), которые должны непременно преподаваться в массовой школе.

    2) Ревизия учебников и пособий, используемых в массовой школе.

    1. Требование максимальной доступности учебников нынешним ученикам и учителям. Материал в них должен быть изложен таким образом, чтобы его понимание не вызывало принципиальных сложностей у детей из низших слоев общества. Учебники должны позволять ученикам самостоятельно осваивать материал и наверстывать пропущенные знания без найма репетиторов, без помощи со стороны кураторов. В целом в массовой школе должны использоваться такие учебники, по которым сможет эффективно преподавать обычный современный педагог, уровень подготовки которого не очень высок.
    2. Создание по каждому из предметов специальной предметной комиссии, состоящей из учителей, преподающих эту дисциплину в течение длительного времени. Именно предметные комиссии будут готовить предложения по изменению содержания и методологии преподавания конкретных предметов в школе. Эти предметники как раз и будут набраны из «золотого резерва», описанного выше. Фиксация неприемлемости сложившейся ситуации, когда реформы в школе разрабатывают и реализуют люди, которые никогда не были преподавателями-практиками.
    3. Необходимо широкое использование наиболее удачных учебников, издававшихся в прошлом. В связи с этим следует создать онлайн-библиотеку стандартных рекомендуемых учебников по предметам (даже если они написаны много десятилетий назад) и организовать печать тиражей этих учебников.

    «Как будут учить в школе?» (Методики)

    1) Основа школьного обучения - преподавание учителями вживую, лицом к лицу с учениками.

      Фиксация на официальном уровне тезиса о том, что роль педагога в образовании принципиально не изменяется в связи с введением новых технологий. Традиционное преподавание «вживую» было и будет стержнем всего образовательного процесса в школе.

  • Мы категорически возражаем против тотальной замены учителей в школе на экраны, на дистанционное обучение. Основа нормального образования в массовой школе - это непосредственное живое взаимодействие учеников с учителем в классе. Живое общение с учителем по своей эффективности не может быть замещено дистанционным (то есть неизбежно самостоятельным) обучением с помощью цифровых технологий. 3. Отказ от обязательной цифровизации образования. Отказ от повсеместного насаждения в школе уроков через экран, без прямого общения учеников с учителем вживую непосредственно в классе.
  • 2) Цифровизация - второстепенный и вспомогательный инструмент преподавания в школах.

    1. Фиксация статуса цифровых инструментов как вспомогательных, которые ни в коем случае не могут носить общеобязательный характер и заменять оффлайн-уроки с учителями. Требование обязательного нахождения баланса между цифровыми и традиционными методами в современном школьном образовании.
    2. Фиксация статуса цифровых инструментов как экспериментальных. Дистанционное образование через экраны должно официально рассматриваться как «поле экспериментов», где предлагаемые идеи вначале проходят апробацию и доказывают свою эффективность.
    3. Принцип «пусть расцветают 100 цветов» в цифровом образовании. Экспериментальный характер цифровых экспериментов означает, что сейчас недопустимо навязывание сверху «единственно верных» инструментов, ПО и софта в этой сфере (например, сберклассов). Обеспечение равноправной конкуренции различных производителей ПО (а не только связанных со «Сбербанком») за заказы на образовательный софт для школ.
    4. Недопуск смартфонов и аналогичных гаджетов непосредственно на занятия. Практика сдачи школьниками гаджетов перед уроками.

    3) Инструктивизм как основа массового школьного образования.

    1. Преподавание в массовой школе должно рассматриваться как конвейер, а не производство штучного продукта. Поэтому необходима ставка на традиционные методы преподавания, которые обеспечивают эффективную передачу фундаментальных знаний школьникам.
    2. Преподавание в массовой школе должно быть основано на комплексе стандартных инструкций и методик, которые позволят преподавателю (не обязательно гениальному педагогу!) успешно обучать детей, многие из которых из низших слоев и/или неблагополучных семей. В этой социальной ситуации работает не «творческий подход к преподаванию», а стандартные инструкции с доказанной эффективностью.
    3. Акцент на воспроизведение в современной массовой школе ключевых навыков традиционного школьного образования. Учащиеся должны осваивать такие ценные навыки, как умение писать рукой и осуществлять вычисления в уме и в столбик (а не на калькуляторе).
    4. Удаление из массового школьного образования проектных и «системно-мыследеятельностных» методов обучения. Эти подходы к преподаванию фактически не работают с детьми из низших слоев общества, которым просто не хватает культурного капитала для адаптации к ним.
    5. Устранение из массового образования подходов, предполагающих выбор школьниками (до старших классов), чему именно учиться. Подобный подход оправдан лишь тогда, когда ученик уже имеет необходимые базовые знания и может осмысленно выбирать, какие предметы изучать в дальнейшем. Без наличия базовых знаний выбор учащегося не имеет смысла, это всего лишь иллюзия выбора.

    4) Возвращение выпускных экзаменов и вариативноть ЕГЭ.

    1. Речь идет не о популистском лозунге отказа от ЕГЭ, а об уходе от нынешней ситуации, когда школа в старших классах сама настраивает себя исключительно на подготовку учеников к ЕГЭ. Необходимо уйти от сужения функционала школы подготовкой старшеклассников к сдаче нескольких стандартизированных тестов. Мы предлагаем вернуть выпускные экзамены по всем изучаемым в школе предметам.
    2. Отказ от идеи немедленной отмены ЕГЭ. Вместо этого следует дать школьникам возможность сдавать ЕГЭ несколько раз, а само содержание ЕГЭ подвергнуть значительной вариативности, чтобы к конкретному экзамену нельзя было подготовиться по «почти идентичным» «пробникам».

    Хватит обманывать себя и наших детей! Следует выявить нынешний истинный уровень их знаний.

    Суммируя сказанное,

    Мы сомневаемся в наличии лёгких путей спасения массовой школы, находящейся в настоящее время в глубоком системном кризисе. Качественное массовое образование - именно образование, включающее в себя не только обучение отдельным предметам, но и социализацию, а также воспитание подрастающего поколения - в принципе недостижимо «через экран».

    Победа в «гонке искусственного интеллекта» требует возвращения в школы грамотных и ответственных учителей, а также мудрых управленцев (вместо «эффективных менеджеров»!), ставящих и решающих насущные для школы задачи (а не задачи, продиктованные «внешней повесткой»). Китай это уже понял (судя по содержанию их реформы образования). Пора понять и нам.