Posted 27 января 2020, 10:02
Published 27 января 2020, 10:02
Modified 7 марта, 15:27
Updated 7 марта, 15:27
Но даже эта малая часть свидетельствует о том, что отношение к Всеволоду Чаплину в Рунете было крайне неоднозначным. Диапазон мнений широчайший - от простых человеческих соболезнований до лютой (да-да, именно лютой, почти людоедской) ненависти. Название фильма Иосифа Хейфица по повести Антона Чехова "Дуэль", вынесенное в заголовок, как нельзя кстати. Пусть каждый решает сам, каким человеком был Всеволод Чаплин.
Публицист Максим Шевченко пишет: "Очень тяжёлая и горькая весть — умер отец Всеволод Чаплин. Я знал его лет 30, с середины 80-х. Это был умнейший человек, драматически отдавший свою судьбу служению Христу и обслуживанию недостойных. Он был погружен в самые глубины жизни Патриархии. Он был опасен для многих. Он знал больше других".
Тамара Эйдельман, заслуженный учитель РФ, историк, сравнивает Всеволода Чаплина с Великим инквизитором Торквемадой. "С интересом вижу, что в моей ленте фейсбука об отце Всеволоде Чаплине сегодня пишут не только плохое. Вспоминают его хорошие качества и добрые дела. Наверное, это правильно - даже применительно к человеку, который говорил, что убивать людей сам Бог велел, особенно если они враги государства. Впрочем, теперь - он вышел из-под человеческой юрисдикции, как и Торквемада, и Сиснерос, и многие другие, искренне считавшие, что ради благих намерений можно и даже нужно проливать кровь. Теперь их Бог им судья", - отмечает Тамара Эдельман.
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ, отмечает искренность Всеволода Чаплина: "Отец Всеволод был искренним человеком – и в своем либерализме 90-х, и в консервативной эволюции нулевых, и в демонстративной надрывной реакционности 10-х. Причины этой эволюции находились вне церкви и имели свои корни в иллюзиях 90-х – о том, что Россия может поменять флаг и герб, перевесить портреты и сохранить свою историческую сферу влияния, возвращая при желании отпавшие территории. Когда выяснилось, что времена Антанты ушли в историю, у многих произошёл срыв. Кого-то понесло к Сталину, кого-то – к Сионским протоколам, кого-то к безнадежной попытке создать какую-то смесь империализма и антиэкуменизма".
Пользователь "Живого Журнала" irma_derk вопрошает: "Будет ли этот тип гореть в аду? И этот человек носил рясу и якобы служил Богу? Да будь он проклят, нелюдь!"
Другой пользователь ЖЖ regenta тоже имеет мнение: "Вот, говорят, Чаплин был «ярким», но это, увы, была яркость вороны в павлиньих перьях. В России нужно жить в соответствии с её природой — с её вечно серым, блеклым небом, и именно тогда эта внешняя блеклость и незаметность может стать источником внутреннего света и подлинного, а не показного творчества. Наша публика любит постоянный эпатаж записных клоунов — но так же быстро от него устаёт. А когда этот наркотик перестаёт действовать, и публика уже демонстрирует образцовое равнодушие, — тут-то у человека, положившего жизнь на алтарь собственной значимости, и останавливается дыхание, а прямом и переносном смысле".
Пользователь ЖЖ сivil_disput отмечает:
- «Зоологический антикоммунизм» не мешал Чаплину объединяться с Платошкиным, а «законченное мракобесие» – переписываться с Лимоновым и некоторыми известными либералами. Был слишком неосторожен, слишком громогласен, слишком заглядывал за кулисы реальности. Поэтому лично у меня сожаления все-таки имеются.
И еще самых разнообразных мнений выплеснуто в соцсети в таком количестве, что число им Легион, выражаясь в церковной стилистике.
Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель однажды написал: "Мнение принадлежит мне; оно не есть внутри себя всеобщая, сама по себе сущая мысль. Но философия не содержит в себе мнения, так как не существует философских мнений. Когда человек говорит о философских мнениях, то мы сразу убеждаемся, что он не обладает даже элементарной философской культурой».
Очевидно, что суждение Гегеля справедливо и к элементарной культуре общения в нынешних социальных сетях. Всем всегда есть что сказать: по любому поводу и случаю. Был бы труп, а комментарий найдётся.