Posted 26 января 2014,, 20:00

Published 26 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

Психическая атака

Психическая атака

26 января 2014, 20:00
На минувшей неделе экологи и правозащитники из олимпийского Сочи столкнулись с навязчивым вниманием сотрудников правоохранительных органов. К одним активистам полицейские приходили домой и рекомендовали «не шуметь» в ближайшие два месяца, других вызывали в ОВД, где требовали заполнить «карточку лиц, склонных к экстреми

Первыми внимание правоохранителей ощутили экологи Евгений Витишко, Елена Шмакова и Владимир Кимаев, возвращавшиеся в субботу 19 января из Краснодара и задержанные на посту ДПС в Туапсе. Экологов отпустили после двух часов разбирательств, во время которых полицейские сообщили, что действуют по ориентировке ФСБ.

Несколько дней спустя сотрудники уголовного розыска в штатском приходили домой к 18-летнему антифашисту из Усть-Лабинска Александру Савельеву. Парня, по его словам, попросили «не шуметь» перед Олимпиадой. Полицейские наведывались и к Наталье Калиновской – председателю территориального общественного самоуправления «Псоу», расположенного в непосредственной близости от Олимпийского парка, и к заместителю председателя ЭкоВахты Дмитрию Шевченко. От вызванной в сочинскую полицию эколога Ольги Носковец потребовали заполнить карточку «лиц, склонных к экстремистской деятельности», внеся в нее подробные личные данные, включая расположение татуировок.

Гражданские активисты, которых посетили участковые и сотрудники уголовного розыска, рассказывают, что правоохранители часто не представляют, как в их список попал тот или иной человек. Например, пришедший к координатору местного «Левого фронта» Дмитрию Печинскому полицейский первым делом спросил: «За что сидел?». Ошарашенный молодой человек ответил, что серьезных проблем с законом не имел. Тогда полицейский признался, что ему выдали список ранее осужденных граждан, проживающих на участке, и в список попал и Печинский.

К другому активисту полицейский пришел по адресу, с которого тот выписался еще год назад. Удивленной матери правоохранитель рапортовал: «Ваш сын ислам принял!». Оказалось, что парень по ошибке угодил в список исламских радикалов.

По информации «НИ», подобных визитов было более десятка. Полицейские приходили и к сочинским правозащитникам Анне Михайловой, Алексею Мандригеле и Екатерине Завгородней, и к коммунистке Дарье Комаровой. С некоторых из них требовали расписку: «На время Олимпийских игр ничего противозаконного не замышляю».

В пресс-службе краевого управления МВД проверки комментировать отказались и даже проигнорировали официальный запрос.

Полицейские пытались записать гражданских активистов в уголовники и наркоманы, подтверждает «НИ» сочинский адвокат Александр Попков. По его словам, «грубые способы давления оказались действенными, и ряд активистов просто-напросто уезжают из Сочи».

Руководитель сочинского отделения сети «Миграция и право» Семен Симонов рассказал «НИ», что также столкнулся с особым вниманием правоохранителей. По словам г-на Симонова, он недавно рассказал журналистам о проверках документов в Сочи по этническому признаку, когда полиция охотилась за уроженцами Азии и Кавказа, возводившими олимпийские объекты и оказавшимися ненужными перед началом Олимпиады. В том, что идет проверка именно лиц определенных национальностей, Семену Симонову в неформальной беседе признались сами полицейские. Но в центре «Э», куда вызвали Симонова, ему рекомендовали таких комментариев больше не давать.

«Действиями предупредительного характера и ФСБ, и центр «Э», и просто полицейские хотят показать, что все находится у них под контролем, и какие-то необдуманные действия с нашей стороны повлекут серьезные последствия», – говорит «НИ» Евгений Витишко. В конце декабря ему изменили трехлетний срок заключения с условного на реальный (сейчас приговор обжалуется в Краснодарском краевом суде) за надпись на заборе дачи краснодарского губернатора Александра Ткачева. Боровшийся с незаконной добычей гальки для олимпийской стройки из горных рек Шахе и Пшиш эколог может угодить в колонию только потому, что на день перепутал дату визита в уголовно-исполнительную инспекцию.

Краснодарский омбудсмен не заметил подготовку к Олимпиаде
В четверг уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак представил доклад о своей деятельности за минувший год. К омбудсмену за это время обратились 3,3 тыс. человек. Чаще на нарушения своих прав жаловались жители Краснодара, Армавира, Усть-Лабинского района, Новороссийска и Сочи. По словам г-на Мышака, самые частые причины обращения – «жалобы о нарушении прав на судебную защиту, справедливый и независимый суд, включая право на исполнение судебных решений и на расследование уголовных и административных дел в соответствии с законом». Например, группа граждан не могла получить в Краснодарском краевом суде копию постановления президиума по своему делу, которое хотели оспорить в Верховном суде РФ. После вмешательства уполномоченного вопрос был решен.
«Нередки случаи, когда распоряжения об исполнении приговора судов пересылаются в следственные изоляторы месяцами. Но не единичны примеры, когда и сами учреждения не торопятся их исполнять. Как результат, осужденный продолжает находиться в условиях гораздо более тяжелых и ждать, когда его этапируют в исправительную колонию», – отмечается в докладе. Так, один из мужчин был осужден еще в августе, приговор не обжаловал, но в СИЗО №1 Краснодара просидел до зимы. При этом администрация СИЗО утверждала, что не получила решения о направлении мужчины в колонию, а в суде настаивали, что распоряжение об исполнении приговора было послано.
Поступали жалобы на пытки и бесчеловечное обращение полицейских с задержанными. Один из обратившихся рассказал о пытках током и удушением в изоляторе временного содержания (ИВС) Новороссийска. Первоначальное заявление потерпевшего в МВД направили на рассмотрение к следователю… на которого он и жаловался! Особенно много жалоб поступило на ИВС в Туапсе. Побывавшие в нем кубанцы, в том числе экологи, утверждают: в ИВС нет положенного прогулочного дворика, не выдают постельное белье, нарушают сроки этапирования. От начальника краевого главка МВД генерал-лейтенанта Владимира Виневского на жалобы был получен ответ: отсутствие прогулочного дворика «обусловлено конструктивными особенностями ИВС», а нарушение сроков этапирования – отсутствием мест в вагоне.
Примечательно, что в докладе омбудсмена отсутствует оценка резонансных уголовных дел, участниками которых оказались краевые гражданские активисты. Это и преследование директора грантовых программ Южного регионального ресурсного центра профессора Михаила Саввы, в судьбу которого вмешались не только президентский Совет по правам человека и Общественная палата, но и федеральный омбудсмен Владимир Лукин, и изменение приговора с условного на реальный экологу Евгению Витишко. В аппарате омбудсмена ссылаются на то, что жалобы от Саввы и Витишко не поступали. Неофициальное объяснение другое: проработавший в должности омбудсмена меньше года Сергей Мышак не спешит ссориться с властью.

ФСБ не даст оппозиционерам поболеть
Чтобы попасть на сочинскую Олимпиаду, помимо покупки билетов нужно получить «паспорт болельщика». При его оформлении претендента на зрительское место проверяет ФСБ, и гражданину могут отказать в праве посещения Олимпиады без объяснения причин. На минувшей неделе среди «невъездных» оказался депутат-коммунист Вячеслав Ипатов из удмуртского Воткинска. Народный избранник купил билеты аж на девять дней Олимпиады – ему хотелось поболеть за хоккеистов, лыжников, биатлонистов, фигуристов… Но после подачи заявки на «паспорт болельщика» получил сообщение: «Вам отказано в посещении Олимпийских игр». Ипатову пришлось выставить купленные билеты на соревнования на торги, а также сдать билеты на самолет.
В «черном списке» оказался и гражданский активист Николай Левшиц. Причем отказ пришел меньше чем через минуту после подачи заявки. Позвонив в call-центр, несостоявшийся болельщик выяснил, что «оргкомитет Олимпиады вправе отказать любому гражданину РФ или иностранного государства в доступе на соревнования без объяснения причин». В беседе с «НИ» г-н Левшиц заявил, что «на Олимпиаде в Сочи 2014 действует не только политический фильтр, но еще и гражданский» и что за последние два дня он узнал более чем о 20 подобных случаях.
Руководитель сети «Миграция и право» в Сочи Семен Симонов рассказал «НИ», что ему в посещении Олимпиады отказали дважды. Первую заявку на получение паспорта болельщика Симонов подал 15 января через партнера Олимпийских игр – Волонтерский центр. Сначала заявку одобрили, но через двое суток пришел отказ. «Тогда решил: если стать волонтером не получится, попробую попасть на Олимпиаду как зритель. Купил билет на хоккей, отправил новую заявку через сайт оргкомитета. По правилам проверка заявки может длиться до 72 часов. В моем случае ответ – вновь отказ – пришел на пятые сутки, 22 января», – делится Симонов. По его мнению, часть отказов могут быть вызваны техническими причинами, например, ошибкой при заполнении анкеты: «На сочинских форумах пишут, когда пришел отказ, люди обратились в центр болельщиков или центр выдачи билетов, им объяснили, что нужно подправить, и все стало нормально. Здесь же причина в другом. Вероятно, отдельные фигуры проходят достаточно длительное согласование спецслужбами».
По словам сочинского адвоката Александра Попкова, среди его знакомых также есть гражданский активист, получивший отказ. «Самое смешное, он в качестве инженера участвовал в строительстве нескольких олимпийских объектов, имеет пропуски на них. Тем не менее как болельщику ему отказали», – уточнил юрист в разговоре с «НИ». Еще один активист, получивший отказ, – Александр Батурин. «Если отказы автоматические, то люди уже находятся в некой базе. Мой отказ пришел через 20 секунд после подачи заявки», – рассказал «НИ» Александр Батурин. По его наблюдениям, отказывают тем, кто «засветился» в каком-либо неудобном для власти мероприятии и имеет судимость по статьям 20.2 КоАП (участие в несогласованном митинге) и 19.3 КоАП (невыполнение законных требований сотрудников полиции)». Г-н Батурин собирается опротестовать отказ через суд.
Андрей КОШИК

"