Posted 26 января 2011,, 21:00

Published 26 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Избирательное милосердие

Избирательное милосердие

26 января 2011, 21:00
Вчера в правительстве Московской области было решено выделить средства из резервного фонда бюджета на выплату материальной помощи пострадавшим от взрыва в аэропорту «Домодедово». Сумма выплат станет рекордной за всю историю. Но обещанные суммы от 1,2 млн. до трех млн. рублей получат не все. Во многом это будет зависеть

Кроме этого, власти Москвы обещают оплатить расходы на погребение – 38 380 рублей – и затраты на транспортировку. Также впервые правительство Москвы пообещало выплачивать ежемесячную помощь несовершеннолетним детям, потерявшим родителей, в размере 13,5 тыс. рублей. Суммы, которые выплатят из федерального бюджета, конечно, поменьше. По одному млн. – семьям погибших, по 400 тыс. – получившим тяжелые и средние увечья, и по 200 тыс. – для легкораненых. Таким образом, в сумме пострадавшие жители Московского региона действительно получат обещанные суммы от 1 млн. 200 тыс. до трех млн. рублей. Однако проживающие на остальной территории страны могут рассчитывать только на помощь из федерального бюджета. А пострадавшим иностранцам и вовсе ничего не положено.

На самом деле размер выплат пострадавшим и семьям погибших от теракта определен федеральным законом «О противодействии терроризму». Согласно этому закону, семьи погибших должны получить 300 тыс. рублей, тяжелораненые – 100 тыс. рублей и 50 тыс. – люди, получившие легкие ранения. Все остальное – исключительно – добрая воля властей разного уровня.

«На размер материальной помощи пострадавшим от теракта могут влиять множество разных факторов, как экономических, так и политических, – говорит в интервью «НИ» заслуженный юрист России, федеральный судья в отставке Сергей Пашин. – В бюджете существует резервный фонд, материальная помощь пострадавшим в котором – это статья расходов. Исходя из наполненности этого фонда, власти и определяют, какую компенсацию они могут выплатить. Кроме этого, размер выплат может зависеть от политической составляющей, от степени сострадания. Важным фактором являются и опасения новых терактов: чем выше такая вероятность, тем меньше денег готовы заплатить. Но в любом случае это исключительно жест доброй воли».

В России размер компенсаций зависит и от тяжести полученных травм.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Именно о том, что следует отличать материальную помощь от моральной или материальной компенсации причиненного вреда, говорят и другие эксперты. «То, что выплачивает правительство, – это материальная помощь, – напоминает «НИ» адвокат пострадавших в Театральном центре на Дубровке Игорь Трунов. – Причем закон, согласно которому она оказывается, не продуман. Во-первых, тратятся бюджетные деньги. Во-вторых, помощь единовременная и не всегда справедливая. В-третьих, иностранные граждане не могут на нее рассчитывать». Действительно, единовременная выплата не учитывает, например, степень инвалидности, обстоятельства того, частично или полностью утрачена трудоспособность, необходимость регулярного последующего лечения.

«Во Франции создан специальный фонд, сформированный за счет пожертвований, государственных дотаций и средств, получаемых в результате контртеррористической деятельности, – рассказал «НИ» г-н Трунов. – Материальная помощь французского фонда длительна по времени и персонализирована. Кстати, Россия также является подписантом международной конвенции, согласно, которой средства, изымаемые у террористов, должны распределяться между пострадавшими от их действий. Но эта норма у нас не работает». Что касается иностранцев, то ситуация с ними также неоднозначная. В ряде европейских стран гражданам иностранных государств помощь оказывается, но в большинстве – нет. «Около 40 исков от иностранцев-жертв терроризма российским судом было отклонено, – продолжает Игорь Трунов. – Единственным исключением стал случай, когда родители погибшего гражданина России получили компенсацию, являясь гражданами Украины».

Не все просто и с получением компенсации морального и материального вреда. Отечественная практика показывает: судебные тяжбы помогут с компенсацией материального ущерба, а моральный, увы, так и останется неоплаченным. «После «Норд-Оста» подавались иски о компенсации вреда, – поясняет адвокат Трунов. – Все они были частично удовлетворены: возмещение материального вреда – да, а морального – нет. Сейчас мы ожидаем окончательного решения Европейского суда по правам человека по возмещению морального ущерба». Пострадавшим от взрыва в «Домодедово» все же стоит выдвигать требования о возмещении морального и материального вреда, считают эксперты. «Иски следует подавать, но после того, как следственные органы найдут виновных, – советует Игорь Трунов. – Если это будет организация, то напрямую в ее адрес, а если человек, то в адрес той организации, где он работает».

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЛИ ЖЕРТВЫ ТЕРАКТОВ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

Материальная помощь пострадавшим от взрывов жилых домов на Каширском шоссе и улице Гурьянова в Москве в сентябре 1999 года составила 9 тыс. рублей. В случае теракта в переходе у метро «Пушкинская» в августе 2000-го – 20 тыс. рублей, при взрыве около «Макдоналдса» в 2002 году – 40 тыс. рублей. После теракта на Дубровке материальную помощь стали делить в зависимости от тяжести причиненного ущерба, тогда впервые семьи погибших получили по 100 тыс. рублей, а раненые – по 50 тыс. рублей. Захват боевиками школы в Беслане: семьям погибших досталось по одному млн., раненым в зависимости от тяжести увечий были выделены суммы от 350 тыс. до 750 тыс. рублей. Семьи погибших во время теракта 29 марта 2010 года на станциях московского метро «Парк культуры» и «Лубянка» также получили по одному млн., раненые – от 400 до 200 тыс.

"