Posted 26 января 2009,, 21:00

Published 26 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Святая арифметика

Святая арифметика

26 января 2009, 21:00
У членов Архиерейского Собора, вопреки заранее утвержденной программе управившихся с работой за воскресенье, вчера в повестке дня значился обед. Правда, многие из них были замечены в доверительных беседах с делегатами от своих епархий на Поместный Собор, который открывается сегодня. Аналитики гадали, насколько один Соб

Поместный Собор имеет всего два отличия от Архиерейского. Помимо епископата (в Москву приехали 198 из 202 архиереев), в его работе участвуют 513 монашествующих, священнослужителей и мирян. Последние – в основном «церковная номенклатура» (сотрудники епархиальных управлений, старосты храмов и главы попечительских советов). Простым верующим попасть на Поместный Собор было нереально: все кандидатуры спускались «сверху». Это относится и к духовенству. На епархиальных собраниях присутствовали исключительно наместники монастырей и настоятели храмов. И нынешний Поместный Собор – такой же «междусобойчик», как и минувший Архиерейский.

Второе существенное отличие – соборяне вправе к трем кандидатам, выдвинутым архиереями, добавить своих. Правда, их шансы невелики. На Соборе 1990 года, когда патриархом стал Алексий II, в дополнение к нему и митрополитам Ростовскому Владимиру (Сабодану) и Киевскому Филарету (Денисенко) были предложены еще пятеро. Однако первые трое кандидатов набрали меньше половины голосов участников Собора, авторитетнейший митрополит Сурожский Антоний (Блум) не являлся гражданином СССР, а пятый получил только 4%.

О событиях почти 20-летней давности имеет смысл напомнить, во-первых, потому, что все три нынешних кандидата в патриархи были участниками тогдашних соборов, а во-вторых, на них присутствовало большинство из тех, кто сегодня может быть дополнительно внесен в бюллетени для голосования.

Каковы шансы на успех не попавших в заветную «тройку»? То есть, насколько выбор участников Поместного Собора может скорректировать выбор архиереев?

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий набрал в воскресенье 13 голосов. Митрополиты Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) и Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) – по 10, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) – семь, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян) – четыре, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) – три.

Еще пять архиереев получили по одному голосу. Их, равно как и малопопулярных в РПЦ воронежского и кишиневского митрополитов, можно вынести за скобки. Остаются трое. И здесь рассыпается одна интрига, привлекавшая внимание СМИ в преддверии соборов, и возникает другая.

23 голоса от «украинской партии», представленной в Москве 59 епископами, – указание на то, что она не станет бороться за власть. От добра добра не ищут. Большинство в УПЦ солидарны со своим первоиерархом: «нынешний канонический статус Украинской Церкви является оптимальным».

Что касается второй интриги, то она связана с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), за которого, напомним, проголосовали 16 архиереев. Бюллетени с его именем на Поместном Соборе могут опустить в урны сторонники владыки Ювеналия, возглавляющего Московскую епархию. У них схожая биография (начиная с возраста – обоим по 73 года) и репутация. Если на сторону Филарета встанут соборяне из европейской части России и часть украинской делегации, может получиться, что митрополит Кирилл не наберет с первого захода больше 50% голосов. Руководствуясь логикой «кто угодно, только не Кирилл», соборяне предпочтут ему, а заодно и «серому кардиналу» митрополиту Клименту (Капалину) опытнейшего Филарета. В таком случае делегатам придется либо сидеть в храме Христа Спасителя допоздна, либо продолжить выборы завтра. Но даже если случится так, победа митрополита Кирилла (Гундяева) предопределена простой арифметикой. Ведь даже покойный патриарх одержал победу в третьем туре со счетом 166:143. И можно сколько угодно спорить о достоинствах соперников, но победителей не судят.

"