Posted 26 января 2004,, 21:00

Published 26 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Антон Силуанов

Антон Силуанов

26 января 2004, 21:00
Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин заверил вчера Владимира Путина в том, что к 1 февраля задолженность по зарплате по всей стране будет погашена, и в дальнейшем центр поможет регионам не накапливать новых социальных долгов. О том, на каких условиях субъекты Федерации будут получать помощь из федеральн

– К 1 января нового года задолженность по зарплате составила без малого 25 млрд. долларов. При этом «львиная часть» этого долга приходится на долю регионов. Как правительство намерено решать эту проблему? Сможет ли оно выполнить обещание, данное президенту, и погасить все долги по зарплате к 1 февраля?

– Если говорить в целом, ситуация с выплатой заработной платы серьезно не меняется. В прошлом году, как и в этом, доля заработной платы в доходах региональных бюджетов составляла примерно 28–30%. Однако если посмотреть по отдельным субъектам, то этот показатель колеблется от 6% до 70%. В целом ряде регионов вопросы выплаты зарплат стоят действительно остро. Это касается тех территорий, где доля оплаты труда превышает 40%, а то и 50% собираемых доходов. Помимо этих расходов необходимо направлять средства на другие первоочередные цели – на оплату медикаментов, питания, пособия, жилищно-коммунальных услуг и т.д. Естественно, повышение зарплат на треть может привести к разбалансированности таких бюджетов. Поэтому федеральный центр оказывает финансовую помощь таким регионам. В прошлом году мы внесли поправку в бюджет, которая предусматривает предоставление регионам 10 млрд. рублей в рамках такой финансовой помощи. Это примерно треть от тех дополнительных расходов, которые понесут регионы от повышения зарплат.

– А не могли бы назвать регионы, получающие дополнительную финансовую помощь?

– Мы провели специальный анализ по 2004 году, на который ляжет основная нагрузка по выплате заработной платы. Так вот, мы разделили регионы на три уровня по отношению зарплат к доходам местных бюджетов. Первая группа регионов, у которых доля расходов на зарплату составит 40–45%, вторая – 45–50% и третья – больше 50%. Что получилось? В первую группу попадают 36 регионов, во вторую – 24 и в третью – 9 регионов. У остальных этот показатель ниже 40%.

– А каков оптимальный, на ваш взгляд, уровень расходов по зарплате в доле доходов регионов?

– Примерно 27 – 30%.

– А критический?

– Более 50% уже опасно. Но следует заметить еще один нюанс. Поскольку значительная часть территории нашей страны находится в северных широтах, то во многих регионах остро стоит проблема с оплатой расходов на тепло, энергию, на предоставление других жилищно-коммунальных услуг. И если мы посмотрим на регионы Дальнего Востока и Севера, то там доля зарплаты в бюджете сравнительно небольшая – порядка 30–40%, но в то же время у них значительная часть расходов уходит на осуществление коммунальных платежей. Если приплюсовать к расходам на оплату труда средства, направляемые на оплату ЖКУ, получается, что 49 регионов будут тратить по этим двум позициям от 55% до 60% своих доходов, 34 региона – 60–70% и 15 регионов будут тратить свыше 70% от общего объема бюджетных доходов. Получается, что у этих 15 регионов маневренность бюджета очень низкая. Вот где таится серьезная угроза для региональных бюджетов. Получается, что эти субъекты не имеют возможности выделять средства на дополнительную социальную помощь, инфраструктурные мероприятия и другие цели.

– Вы упомянули о том, что в прошлом году федеральный центр предоставил регионам 10 млрд. рублей в качестве финансовой помощи для оплаты труда. А сколько он собирается дать им в этом году для того, чтобы местные власти избежали проблемы роста задолженности по зарплате и смогли сбалансировать свои бюджеты?

– В 2004 году регионам планируется предоставить в два раза больше – 20 млрд. рублей. Из них 15 млрд. рублей уже распределены в федеральном бюджете. А 5 млрд. рублей еще предстоит распределить по итогам первого полугодия. И здесь одним из критериев также будет являться обеспеченность регионов ресурсами для выплат в полном объеме зарплат бюджетникам. На самый «пожарный» случай мы, конечно, можем использовать предоставление ссуд из федерального бюджета – в прошлом году центр уже прибегал к подобной практике. Однако нужно заметить, что вся задолженность по бюджетным ссудам, согласно закону о бюджете, должна быть погашена регионами до 1 августа 2004 года. Поэтому использовать этот источник следует только в исключительных случаях.

– Вы упомянули об одном из критериев, которым центр будет руководствоваться при распределении 5 млрд. рублей из 20-миллиардной финансовой помощи регионам? А какими будут другие критерии. Не выйдет ли так, что деньги получат те регионы, которые будут «прибедняться» больше других? Или те местные лидеры, которые вхожи к высшему руководству страны?

– В Минфине, как ни в одном другом ведомстве, все распределение бюджетных средств осуществляется в соответствии с принятыми методиками. А методики эти абсолютно гласны и прозрачны. Поэтому возможность каких-то злоупотреблений, о которых вы говорите, отсутствует. Так же, как и возможность получить средства благодаря «особым подходам» к тому или иному региону.

– Делались ли расчеты по бюджетам сырьедобывающих регионов? Не секрет ведь, что в этом году их доходы будут сокращаться из-за перераспределения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Не получится ли так, что в их казне образуется «дыра», которая объективно будет препятствовать им выполнять свои социальные обязательства в полном объеме?

– Скажу вам откровенно, что проблема действительно существует. Сырьедобывающие субъекты РФ теряют существенно. Доля поступлений НДПИ в доходах таких субъектов по этому году составляет 30–40%. Но с 2005 года ситуация изменится: у регионов будет оставаться только 5% поступлений от этого налога. Конечно, это приведет к сокращению доходной базы местных бюджетов. Это – с одной стороны. С другой стороны, надо помнить и о том, что у этих регионов выше и налоговый потенциал, и бюджетная обеспеченность на одного жителя РФ. И эти показатели останутся высокими даже после того, как мы перейдем на перераспределение НДПИ по формуле: 95% поступлений – в федеральный бюджет и 5% поступлений – в бюджеты регионов. Но и это еще не все. Не следует забывать, что у сырьедобывающих регионов накоплен неплохой «жировой запас». А возник этот «жирок» вовсе не из-за заслуг местного руководства, а благодаря простому факту – на территории этих регионов были обнаружены месторождения полезных ископаемых. Сейчас мы изучаем вопрос перераспределения рентных платежей, которые по Конституции РФ принадлежат всей стране.

– На совещании у Галины Кареловой вы заявили о том, что в 2004 году Минфин не будет выделять финансовую помощь тем регионам, в которых образовалась задолженность по зарплате. Вы что же, будете применять это весьма жесткое предложение на практике?

– Да, такое предложение у нас действительно обсуждалось, но мы пришли к выводу, что на этот год создавать такие жесткие механизмы применительно к регионам нецелесообразно. Однако эта идея легла в основу другого предложения. В 2004 году мы будем предоставлять ссуды регионам на одном непременном условии: субъекты должны гарантировать, что у них не возникнет задолженность по зарплате и по обеспечению услуг ЖКХ. То есть наше предложение прошло в более мягком варианте, вот и все.

– А нет ли в этом случае опасности того, что задолженность по зарплате будет погашаться за счет недофинансирования других статей? Например, того же ЖКХ.

– Такая угроза действительно есть. Но нужно, чтобы регионы ответственно подходили к формированию бюджета и не закладывали туда скрытый дефицит. Кроме того, хотелось бы обратить внимание вот на что. Мы говорим о необходимости оказания финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Однако если заглянуть в региональный бюджет, то порой можно увидеть поразительную ситуацию. Целый ряд территорий, которые жалуются на нехватку средств на зарплату, предоставляют налоговые льготы, имеют повышенные надбавки к зарплатам чиновников, осуществляют огромные и дорогостоящие инвестиционные программы. Все это приводит к тому, что возникает задолженность по осуществлению своих социальных обязательств. Поэтому одной из главных задач этого года будет являться приведение обязательств государства в соответствие с реальными возможностями бюджета. Эту работу мы должны проделать как на федеральном, так и на региональном уровнях.

"