Posted 25 декабря 2014,, 21:00

Published 25 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:01

Updated 8 марта, 04:01

Как с козла молока...

Как с козла молока...

25 декабря 2014, 21:00
Интерес к экономическим прогнозам накануне Нового года традиционен, а сейчас он «подогрет» еще и кризисными процессами в российской действительности. Всем хочется знать в условиях наступившей вдруг неопределенности, что же нас ждет завтра. В связи с этим правительственные ведомства экономического блока по обыкновению р

Чтобы оценить достоверность официальных прогнозов, стоит вернуться в недалекое прошлое – ровно на один год назад. Тогда, в декабре 2013 года, Министерство экономического развития РФ (МЭР) по традиции представило на суд широкой публике макроэкономический прогноз на грядущие 12 месяцев. Показатели, которые в нем приводились, выглядели вполне оптимистично. В частности, рост ВВП в 2014 году предполагался на уровне 2,5% при том, что по итогам 2013 года он составил только 1,3%.

Отток капитала из страны ожидался в сумме 25 млрд. долларов, хотя в 2013 году, по данным ЦБ, этот чистый показатель оказался на уровне 62,7 млрд. «зеленых», а средневзвешенный курс американской валюты, по ожиданиям МЭР, должен был остановиться на отметке в 35,5 рубля. Желающие легко могут сравнить эти цифры с тем, что мы имеем сейчас!

В итоге на протяжении 2014 года чиновникам из Минэкономразвития пришлось неоднократно пересматривать результаты своих расчетов. Так, только прогноз по оттоку капитала менялся за прошедший год восемь раз. И каждый раз беспощадная реальность очень быстро опрокидывала кабинетную работу прогнозистов из МЭР. К примеру, в июле официальный прогноз министерства оказался на уровне около 90–100 млрд. долларов, хотя за период январь–май из страны уже утекло порядка 80 млрд. долларов. То есть ведомство официально заявляло, что за оставшиеся до конца года месяцы отток почти прекратится, чего, естественно, не случилось.

Прогноз по темпам экономического роста, в свою очередь, пересматривался шесть раз. Причем с ним ситуация повторялась так же – годовые значения устанавливались на уровне, близком к текущим на момент изменения показателям. А еще в середине октября «справедливый» курс рубля по отношению к доллару Сбербанком – крупнейшим российским банком с государственным участием – обозначался на уровне 37 рублей за доллар. Сейчас, напомним, рубль ищет точку «справедливости» в районе 55 за доллар.

И хотя официальные экономические итоги 2014 года будут опубликованы только в январе 2015-го, безусловно, уже сейчас можно говорить о полном несоответствии заявленных цифр полученным. Так, окончательные темпы экономического роста ожидаются на уровне 0,5–0,6%. Итоговая инфляция за 2014 год заявляется властями на уровне 9%, но даже это уже не соответствует реальности, поскольку, как заявлял ранее директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина РФ Максим Орешкин, более вероятный вариант – это 9,2–10%. А годовой отток капитала в конечном итоге составит не менее 130 млрд. долларов, а может быть, и повторит рекордный показатель кризисного 2008 года, когда из страны сбежало 135 млрд. долларов.

При этом каждый раз, когда речь заходит о прогнозах на будущее, в заявлениях властей прослеживается тенденция на очень быстрое улучшение экономической ситуации. Вот и сейчас они на голубом глазу обещают, что после спада 2014 года и небольшой стагнации в 2015-м уже в 2016–2017 годы российская экономика продемонстрирует положительные темпы роста и низкую инфляцию. Между тем независимые эксперты, свободные от необходимости проявлять служебный оптимизм, считают, что для столь быстрого восстановления нет фундаментальных оснований. Поскольку, по данным исследований Института стратегического анализа ФБК, темпы экономического роста в стране стабильно снижались последние четыре года, и в кризис Россия вошла и без санкций – те его только усугубили.

За расхождением официальных экономических прогнозов и реальных фактов стоит целый ряд причин. В частности, эксперты, опрошенные «НИ», отмечают, что не стоит забывать о давлении со стороны властных структур, заинтересованных в высоких показателях. В таких условиях проще предоставить изначально завышенные ожидания, чтобы затем поэтапно корректировать их в соответствии с реальными данными. Кроме того, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в беседе с «НИ» предложил проявить снисходительность к разработчикам прогноза в этом году, так как «предсказать события с Крымом не представлялось возможным, ведь это чистой воды политика, и никак не экономика». Главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков также отметил этот момент, подчеркнув сложность прогнозирования влияния политических действий властей на сугубо экономические модели развития.

Кроме того, есть и чисто экономические факторы, которые также тяжело поддаются прогнозу. Так, например, цены на нефть, что отметили и Гавриленков, и Жаворонков, до сих пор остаются почти непредсказуемыми для участников рынка. Г-н Гавриленков добавил, что как раз с учетом такой непредсказуемости цен на черное золото Минфин РФ всегда старается более консервативно формировать бюджет с сознательно заниженными плановыми ожиданиями. Однако в этом году прогноз, заложенный в основу принятого на 2015–2017 год бюджета, наоборот, уже требует корректировок в сторону понижения цены барреля. Правда, собеседник «НИ» подчеркнул, что разработка прогноза – это долгосрочный процесс, и сиюминутный перерасчет невозможен. Поэтому в начале 2015 года бюджет еще наверняка будет пересматриваться, и, вполне возможно, одной-единственной корректировкой дело не ограничится.

Помимо этого значительное влияние на изменение реальных показателей по отношению к прогнозным оказало закрытие западного кредитного рынка для крупнейших российских компаний, попавших под санкции, а вместе с ними негласно вообще для всего российского бизнеса, и постепенная утрата Россией доверия на международной арене.

Будущий год будет непростым, говорят как официальные прогнозы, так и экспертные оценки. Так, в лучшем случае темпы экономического роста снизятся на 0,8% (по ожиданиям МЭР), в худшем – на 4–4,5% (стрессовый вариант ЦБ и большинство экспертных оценок, включая прогноз Института стратегического анализа ФБК).

По официальным данным, инфляция будет на уровне 7–8%, но экспертное сообщество ожидает не менее 12–14%. К примеру, экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал цифру в 15% и подчеркнул, что ее россияне ощутят в полном объеме. Евгений Гавриленков, правда, предлагает не преувеличивать страхи, так как в следующем году вполне могут появиться неожиданные позитивные факторы, поскольку в экономике, как правило, за спадом следует подъем.

В общем, просматривая мрачные прогнозы специалистов на следующий год, нам, обычным гражданам, остается лишь надеяться на то, что они снова ошибутся, но уже в другую сторону. И экономические результаты 2015 года окажутся выше их ожиданий.

"