Posted 25 декабря 2011,, 20:00

Published 25 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:05

Updated 8 марта, 06:05

Ноги и хвосты

25 декабря 2011, 20:00
Главный государственный санитарный врач Москвы Николай Филатов распорядился ввести регистрацию для столичных собак и кошек. Механизм процедуры еще только предстоит разработать. Зоозащитники утверждают, что регистрация защитит права как четвероногих, так и их хозяев, но только если будет введен ряд других мер.

Главный государственный санитарный врач столицы Николай Филатов подписал в минувшую пятницу постановление «Об усилении мер по профилактике бешенства в городе Москве». Документ обязывает департамент ЖКХ и благоустройства продумать «систему учета и регистрации животных (собаки, кошки)». Также чиновникам предстоит пересмотреть другие документы, в которых говорится о четвероногих. Например, те, что регулируют порядок отлова бездомных собак, содержание домашних питомцев, организацию площадок для их выгула.

Заместитель председателя Российского общества охраны животных «Фауна» Илья Блувштейн считает, что регистрация животных пойдет на пользу как четвероногим, так и их хозяевам, однако на проблему бешенства в столице существенно повлиять не сможет, потому что такой проблемы практически нет. Зоозащитник рассказал «НИ», что столичные кошки и собаки заболевают бешенством во время путешествия за пределы Московской области, да и то в редких случаях. В самом постановлении, подписанном г-ном Филатовым, сказано, что за 2011 год в столице нашлось только пять больных бешенством кошек.

Зоозащитники давно добиваются введения регистрации для московских домашних питомцев, однако вовсе не с целью победить бешенство. «Этот шаг имел бы большой смысл, но при этом необходимо ограничить разведение животных, как на Западе, – пояснила «НИ» президент Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова. – Например, ввести налог на нестерилизованное животное. 26 стран заявили о том, что решили таким образом проблему бездомных животных». Как пояснила собеседница «НИ», люди, которых заставляют платить за появление на свет новых щенков и котят, относятся к этому вопросу ответственнее, и меньше животных попадают на улицу. Однако об ограничении разведения не говорится не только в постановлении Николая Филатова, но и в федеральном законе «О животных», который Госдума приняла в первом чтении в марте 2011 года.

По словам Ирины Новожиловой, «параллельно с регистрацией обычно идет чипирование»: под кожу животного вживляют микросхему размером с рисовое зерно. Она помогает найти потерявшееся животное и наказать хозяина, если он выбросил бывшего четвероногого друга на улицу. Как сообщила г-жа Новожилова, за рубежом регистрацию проводят по-разному, но чаще всего хозяевам четвероногих нужно обратиться в ветеринарную клинику или в клуб животных своей породы. Российским собачникам и кошатникам, по мнению собеседницы «НИ», удобнее будет обращаться в клинику, поскольку туда привозят и беспородных животных. Илья Блувштейн напомнил «НИ», что в 1980-е годы московские кошки и собаки регистрировала ветеринарная служба города, сотрудники которой в определенные дни принимали хозяев вместе с их живностью в здании ЖЭКов.

«Мы 10 лет добивались регистрации для домашних животных в Москве, – добавляет Илья Блувштейн «НИ». – Но представители московского правительства и прокуратуры говорили нам, что ничего нельзя сделать, пока не будет принят федеральный закон, разрешающий ее». Председатель Коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе напомнил «НИ», что чиновники имеют полномочия принять городской закон, если он не противоречит федеральному. «Федерального закона, который бы запрещал регистрировать собак и кошек, у нас нет, поэтому препятствий для московских чиновников я не вижу». По оценке юриста, на разработку механизма регистрации животных и выделение денег на ее проведение может уйти год-полтора.

"