Posted 25 декабря 2006,, 21:00

Published 25 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Дети на продажу

Дети на продажу

25 декабря 2006, 21:00
В Новосибирской области десять лет тюрьмы получил местный житель, который продавал двухлетнюю дочку своей сожительницы за четыре тыс. долларов. Мужчина предлагал ребенка как донора почки. По словам правозащитников, подобных преступлений против детей – масса, но выявляется лишь их малая часть. Сотрудники правоохранитель

Торговля людьми, и в том числе детьми, имеет в нашей стране невообразимые масштабы. Ни сотрудники милиции, ни правозащитные организации не могут сказать, сколько людей ежемесячно продается внутри страны и вывозится за ее пределы. По оценкам экспертов ООН, число жертв торговли людьми по всему миру исчисляется сотнями тысяч и даже миллионами. В официальной статистике лишь десятки фактов. По данным МВД РФ, в 2004 году было выявлено 17 преступлений по статье 127-1 УК РФ «торговля людьми», а в 2005 году – уже 60. В данных за 2006 год подобных преступлений будет еще больше. Причем продажа детей занимает в статистике малое место. Достаточно сказать, что с 2004 года суд осудил обвиняемых лишь по четырем подобным делам. Впрочем, стоит добавить, что в эту статистику не включены данные прокуратуры. В Генпрокуратуре «НИ» заявили, что у них нет отдельной статистики по торговле людьми.

Дети за выпивку

Нередко детей продают прямо у нас на глазах. Горожане могут заметить, что у неблагополучных соседей внезапно исчез ребенок, зато появились деньги на выпивку. С таким случаем столкнулся житель Санкт-Петербурга, сценарист Андрей Щербинников. «Несколько лет назад я пытался помочь одному беспризорнику, моему тезке – Андрюшке, – рассказал «НИ» питерец. – Подобрал его на улице, привел к себе, отмыл, накормил. Андрюшка рассказал, что живет с мамой и сестрой. Семья неблагополучная, пьющая. Сказал, что туда он не вернется, и в детдом тоже не хочет. Жалко мне стало парня, а у себя его отставить нельзя – жена устроила разнос. Нашел хороший приют, который согласился взять Андрюшку, но при этом потребовал документы. А все его документы сгорели – у них в квартире пожар был».

Оставив ребенка в приюте, Андрей Щербинников начал обходить госучреждения, пытаясь восстановить документы. На это ушла не одна неделя. Время от времени он навещал маленького друга. В последний раз, когда сценарист приехал в приют вместе со свидетельством о рождении, ему сказали, что мальчик сбежал. «Я объездил все злачные места, опросил всех, с кем общался Андрюшка, но его никто не видел, – вспоминает Андрей Щербинников. – Нашел только его сестру с грудничком на руках, отвез ее домой. А там сидят дружки мамаши, распивают спиртное. У них деньги откуда-то появились. Сцепился с одним из ухажеров, выволок его на улицу. Спрашиваю – где Андрюшка? Он мне говорит – не ищи его, не найдешь. Чтобы хоть что-то выяснить, попросил друга-милиционера разобраться. Он поговорил с мужиками, потом выходит и сообщает, что мальчика продали. Разместили якобы в какую-то хорошую семью».

Питерец раздобыл адрес квартиры, в которой состоялась сделка. Но ее хозяйка сказала, что тогда квартиру посуточно сняла пара, говорившая с акцентом. Кто такие – неизвестно. «Я все еще всматриваюсь в лица людей на улице, но Андрюшки не видел», – говорит Андрей Щербинников.

Правозащитники утверждают, что продажа детей из неблагополучных семей – один из наиболее частых сценариев. Бывает, что на такое решаются одинокие роженицы. В минувшие выходные в Грозном была задержана женщина, которая пыталась продать своего девятидневного сына за две тыс. долларов. Следователи говорят, что суммы, которую родители просят за детей, берутся «с потолка». «В августе 2005 года была задержана жительница одного из областных центров, которая продавала свою семилетнюю дочь за 9800 долларов и шесть тыс. рублей, – рассказали «НИ» следователи МВД РФ. – А в том же году в Новосибирске был задержан мужчина, который просил за новорожденного 260 тыс. рублей». Но зачастую на родителей, готовых отдать ребенка, выходят представители преступных групп, работающих под видом программ «Суррогатное материнство». Тогда родители получат лишь тысячу-полторы долларов.

Недобровольные доноры

Милиционеры не исключают, что детей могут покупать на органы. Именно как донора почки пытался продать двухлетнюю девочку житель Бердска Новосибирской области Дмитрий Оленев. На прошлой неделе он был приговорен к десяти годам тюрьмы. Наркоман и грабитель, Дмитрий Оленев несколько месяцев обдумывал продажу ребенка. Он познакомился с жительницей глубинки Оксаной Мосензовой и пригласил ее вместе с дочкой Аней к себе в гости. Параллельно он искал покупателей, предлагая купить ребенка как донора почки за четыре тыс. долларов. В день сделки Дмитрий напоил женщину, взял ребенка и пошел к покупателю. Его уже ждали оперативники.

Сотрудники МВД и Генпрокуратуры сообщили «НИ», что дело Оленева – чуть ли не первое, когда удалось установить цель продажи ребенка как донора. «Лично мне не известны факты продажи в России людей на органы, – сообщил «НИ» координатор проекта Евросоюза и Международной организации по миграции «Предотвращение торговли людьми в России» Альберто Андреани. – Я уверен, что это все слишком хорошо скрывается. С подобными фактами я сталкивался в Косово, когда несколько лет назад работал там полицейским. Мы вышли на главврача госпиталя, в котором вырезали органы. Но нас тут же сняли с расследования».

Детское рабство

Большинство известных следователям и правозащитникам преступлений связано с продажей несовершеннолетних в сексуально рабство. Здесь в качестве торговцев выступают преступные группировки. Их жертвами становятся как девочки, так и мальчики, и даже грудные дети. Представители Генпрокуратуры напомнили «НИ» о задержании год назад в Екатеринбурге группы сутенеров, торговавших мальчиками в возрасте от 9 до 14 лет. В банду входили пять мужчин, среди которых был адвокат, милиционер и воспитатель детского дома. Они сдавали детей на ночь клиентам. По некоторым данным, мальчиков они продавали по всей России.

Два подобных дела сейчас находятся в судах Удмуртии и города Находки Приморского края. По данным Следственного управления при МВД Находки, в городе несколько лет работала банда из восьми человек. Они содержали притон, в котором помимо взрослых жили шесть несовершеннолетних девушек.

А жители крупных городов не раз видели детей, проданных в самое обычное трудовое рабство. Маленькие попрошайки на улице, в метро, обязаны каждый день приносить своим хозяевам «оброк», чтобы вернуть сумму, которая была за них заплачена.

Орфографическая ошибка

Сотрудники правоохранительных органов предпочитают говорить о торговле людьми, в том числе и детьми, лишь на условиях строжайшей анонимности. «Это огромный бизнес, деньги от которого идут очень влиятельным людям, – признался «НИ» представитель одной из силовых структур. – Следователи знают о большинстве крупных группировок, но «сверху» идет настойчивая рекомендация заниматься другими важными делами».

«Даже если мы возьмем с поличным человека, который продавал ребенка, суд не квалифицирует его деяние по статье 127-1 УК РФ «торговля людьми», – жалуются «НИ» сотрудники МВД РФ. – Эта статья появилась в 2003 году, и практика показала, что она далека от совершенства. Ее формулировка толкуется двояко».

В статье указано: «Торговля детьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации». «Судя по всему, законотворцы указали формы торговли людьми – саму куплю-продажу, а также перечисленные далее действия, совершенные с целью эксплуатации жертвы, – продолжают сотрудники МВД РФ. – Но адвокаты легко доказывают суду, что в статье написано: торговля людьми это купля-продажа в целях эксплуатации. В результате и прокуратура, и суд требуют от следователей доказывать цель продажи, то есть эксплуатацию. А тем временем мамочка, торговавшая своим ребенком, заявляет: «Мне деньги были нужны, я дите продавала ради заработка!» И все, ее уже по статье 127-1 не осудишь».

Сотрудники МВД РФ говорят, что без уточнения формулировки статьи говорить о серьезном противодействии торговле людьми в России нельзя. Проект Федерального закона о внесении соответствующих изменений уже разработан МВД РФ и в ближайшее время будет рассмотрен Государственной думой.

"