Posted 25 ноября 2014,, 21:00

Published 25 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:04

Updated 8 марта, 02:04

Президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский

Президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский

25 ноября 2014, 21:00
Сегодня мы выпускаем в свет четырехтысячный номер «Новых Известий». Нашу редакцию поздравил знаменитый и многолетний глава факультета журналистики МГУ Ясен Засурский – тоже, к слову, недавний юбиляр, а кроме того, самый известный декан СССР, помнящий, по легенде, каждого своего студента. Какими только эпитетами не нагр

– Ясен Николаевич, как вы оцениваете философию и принципы современной журналистики? Соответствуют ли они тем взглядам и убеждениям, которым вы нас учили?

– Принципы в целом соответствуют, но, к сожалению, в практике современной журналистики из-за обострения международной обстановки есть серьезное отхождение от них. Часто отсутствует объективность.

– Что вы имеете в виду?

– Много недостоверных материалов – это, конечно, беда современной журналистики. Часто сенсация и все, что привлекает внимание, мешает анализу происходящего. Из-за доступа к Интернету и соцсетям образовался очень большой поток новостей, информации. Поэтому сейчас самым важным становится отбор главного и анализ того, что происходит в мире. Сегодняшний журналист должен быть очень образованным и хорошо знающим современную ситуацию, чтобы правильно выбрать серьезное и отсеять сенсационные и неточные новости, которые возникают в погоне за аудиторией.

– Что такое «свобода слова» в современных СМИ? Как вы лично ее понимаете?

– Это свобода думать, свобода анализировать, свобода представлять. Свобода в журналистике – это в то же время огромная ответственность и воля. Потому что журналистика должна искать опору в нашем поступке и действии. Свобода состоит в том, чтобы быстро и точно информировать, не отвлекаясь на домыслы. Для этого надо знать точно, что на самом деле происходит.

– Как вы думаете, есть ли в нынешних СМИ противоречие между патриотизмом и свободой слова?

– Если патриотизм и интересы разных структур должны вступать в противоречие с истиной, с реальным положением дел – это уже сигнал тревоги и опасности.

– Почему профессиональные журналисты, окончившие вузы, в том числе факультет журналистики МГУ, часто не могут найти работу, в то время как спортсмены, актеры, химики и физики вполне комфортно чувствуют себя в качестве журналистов – их достаточно на любом телеканале, радио, в журналах?

– Здесь несколько причин. Первая – это погоня за аудиторией и стремлением поднять тиражи. Второй важный момент – отсутствие достаточного числа серьезных журналистов связано с тем, что профессиональные сообщества, к сожалению, не имеют возможностей и рычагов отстаивать свои принципы. Сегодня владелец газеты, журнала, ТВ и других средств массовой информации действует соответственно со своими интересами. Очень часто материальный интерес превалирует над профессиональным принципом. В результате берут в работники тех, кто пишет громче и сенсационнее. Эти собственники не всегда следуют журналистским убеждениям и принципам, а точнее, часто даже игнорируют поиск истины.

– Да и во многих СМИ главные позиции занимают не журналисты...

– Я вижу в этом большую опасность – как если пироги начнет печь сапожник, а сапоги шить кондитер. В современных условиях каждый считает, что он может создать газету, телевизионную компанию. Однако отсутствие профессионализма является огромной проблемой.

– Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

– Укреплять журналистские профессиональные организации, укреплять журналистское сообщество. И вместе с этим развивать такое общественное мнение, которое будет с пониманием относиться к защите прав журналистов и читателей (зрителей, слушателей – всех тех, кто пользуется информацией), будет требовать серьезных шагов в развитии того, что называется гражданским обществом.

– Сейчас на ТВ модна рубрика «мобильный репортер», которая формирует в сознании людей и общества мнение, что любой, кто пришлет интересный сюжет, снятый на мобильник, – журналист. Вам не кажется, что такой подход дискредитирует профессию и создает небрежное отношение к журналистам?

– Этот формат не имеет отношения к профессии – это общественная деятельность, социальная активность, как угодно, но не журналистика. И те, кто снимает сюжеты для рубрики «мобильный репортер», и те, кто и дает им такую возможность, должны это понимать.

– Какие изменения в профессии вызывают у вас разочарование? И какие ожидания оправдались?

– Ожидания были, и они частично оправдались. Это, конечно, свобода слова. Я могу сказать, что на самом деле она существует в российских СМИ. Но, к сожалению, свободой слова часто злоупотребляют. Я не ожидал, что журналисты будут использовать грубые приемы манипуляции сознанием. Это главное разочарование. Таких примеров много, достаточно посмотреть телевизионные передачи.

– Как вы оцениваете сегодняшних студентов журфака МГУ? Чем они отличаются от выпускников прошлых лет?

– Они очень быстро начинают участвовать в работе средств массовой информации, иногда очень удачно. Но часто недостаточно много работают над своими профессиональными знаниями и навыками. С одной стороны, они обладают большими способностями продавать свой продукт, но не знают, какие существуют реальные проблемы. Вот этот разрыв плох для нашей профессии. Появляется много так называемых журналистов, которые именуют себя так только потому, что их печатают в газете, показывают по телевизору. Журналист – это не тот, кто работает в журналистике, а тот, кто реально несет обществу правдивую, интересную, объективную информацию.

– Как вернуть уважение к СМИ, к профессии?

– В первую очередь необходимо повышать свой профессиональный уровень. А он создается активным участием в журналистском сообществе, обучением, работой в качественной журналистике. У нас есть профессиональный кодекс, которого должны придерживаться все СМИ. Но, на мой взгляд, он недостаточно разработан. Особенно это касается телевидения. И кроме того, многие СМИ игнорируют эти кодексы и не считаются с мнением профессионального сообщества ради того, чтобы привлечь большую аудиторию и, соответственно, доходы. Также многое зависит от развития гражданского общества. Если нам удастся добиться успехов в создании гражданского общества, у нас появится хорошая журналистика. Если будем игнорировать это, то на журналистском поле будут преобладать любители всяких сенсаций.

– Что бы вы могли пожелать журналистам – нынешним и будущим? Как им работать в современных реалиях?

– Старые принципы: прежде чем писать – подумай! Поразмышляй, какую обратную связь ты хочешь получить. Надо серьезнее относиться к отбору информации – каждый факт должен быть подтвержден двумя-тремя источниками. Необходимо также активнее требовать соблюдения принципов, которые помогают журналистам быть более профессиональными и в то же время интересными. Мир меняется, а принципы остаются. То, чему я учил вас 20, 30 и 40 лет назад, тому же учу и сейчас.

– Ясен Николаевич, недавно вы отпраздновали юбилей. Что бы вы пожелали себе на будущее?

– Я хотел бы еще многое сделать!

"