Posted 25 октября 2006,, 20:00

Published 25 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

В яслях до старости

В яслях до старости

25 октября 2006, 20:00
Только вчера «Новые Известия» писали о <a href="http://www.newizv.ru/news/2006-10-25/56794/">вопиющем безразличии свердловских властей к детям-сиротам</A>. А сегодня в Свердловской области разразился новый скандал. Местная прокуратура провела проверку областных больниц. Оказалось, что из-за нехватки мест в детских дома

По словам представителей прокуратуры Свердловской области, проверки детских домов и больниц проводятся систематически. И почти каждый раз прокуроры находят там малышей, которые по возрасту давно должны были находиться в сиротских приютах. «Проблема нехватки детских домов в области, безусловно, существует, – рассказала «НИ» пресс-секретарь Свердловской прокуратуры Римма Бобина. – Действительно, новых сиротских учреждений строится очень мало. Денег катастрофически не хватает. На фоне ежегодного роста отказников это может стать главной проблемой области».

Специалисты утверждают, ситуация, которая сложилась в Свердловской области, – явление повсеместное. Детских домов не хватает. Поскольку некоторые из них содержать не на что, их закрывают. Воспитанников же расформировывают по другим сиротским учреждениям. Ситуация со строительством новых и реконструкцией старых интернатов, по оценке главного контрольного управления при президенте России, признана неудовлетворительной. Более 40% зданий и сооружений требуют капитального ремонта, потому что находятся в аварийном состоянии. 4,8% не имеют центрального отопления, а 5,6% – канализации. Вот и приходится новорожденным детям лежать в больницах не только месяцами, но даже годами, ожидая своей очереди на место в детдоме.

«За примером далеко ходить не надо, – рассказал «НИ» исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – В подмосковных больницах лежат сотни детей-сирот, которые не могут попасть в детдома. Доходит до того, что малыши до трех лет не умеют ходить и общаться. В больницах нет персонала, который бы занимался их воспитанием. Яркий пример – брошенная в больнице своей матерью девочка, которая умерла в три года от СПИДа. Она даже не умела разговаривать. Медперсонал настолько боялся заразиться, что не только не занимался ею, но даже кормил в резиновых перчатках».

Впрочем, в качестве причин эксперты называют не только нехватку детдомов. Оформление документов на перевод ребенка из больницы в сиротское учреждение – процесс длительный. А у чиновников, как правило, голова занята более насущными проблемами, чем забота о чужих детях.

Все специалисты отмечают, что содержание ребенка в семье экономически гораздо более выгодно государству, чем содержание его в детском доме. «На сиротские учреждения выделяется до 1 млрд. долларов в год, – пояснил «НИ» Борис Альтшулер. – Это 14–16 тыс. рублей на ребенка в среднем по стране. Если бы он воспитывался в семье, затраты государства на него составляли бы не более 7–8 тыс. рублей».

На сокращение детдомовцев в стране направлена и программа патроната по распределению детей из детдомов по семьям. Она уже действует в Москве и в некоторых крупных городах России. Однако по непонятной причине введена она далеко не во всех регионах и находит поддержку далеко не у всех чиновников. Усыновление также не пользуется большим спросом у россиян. «Наши граждане берут столько же сирот, сколько иностранцы, – пояснила «НИ» советник управления по правам ребенка Елена Богданова. – Это плохой показатель. Ведь приоритет все же остается за Россией. Нужно не строить новые детские дома, а прививать культуру усыновления у россиян».

"