Posted 25 октября 2004,, 20:00

Published 25 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

«Я белую рубаху специально надел»

«Я белую рубаху специально надел»

25 октября 2004, 20:00
На днях пенсионеры, совершавшие традиционный моцион по берегу Химкинского водохранилища, стали свидетелями необычной картины. Три буксирных катера, надрываясь из последних сил, тащили на себе десять миллионов рублей, точнее подводную лодку-музей, которая уже обошлась московскому правительству в эту сумму. Непривычно кр

Это Сергей Назаров, руководитель транспортировки, отдавал приказы своим подчиненным. На голове у него была капитанская фуражка, а из-под кителя сиял белоснежный ворот парадной рубашки.

«Белую рубаху надел специально, в честь всех военных моряков, – объяснял Назаров. – Ведь это торжественное и грустное событие: боевой корабль прокладывает свой последний курс к месту последней стоянки».

Сергей Назаров – настоящий морской волк: отслужил 25 лет на флоте, ходил в моря на всех типах судов, а теперь вот ему довелось покомандовать и последним переходом «Новосибирского комсомольца». А крепкие слова – это от волнения. Фарватер в этих местах мелкий, угодить на мель что плюнуть, а здесь еще телекамеры.

«Поэтому и решили начать транспортировку рано утром, чтобы если вдруг что-то произойдет, было время на устранение неполадок, – вздохнул главный инженер гидротехнического проекта по установке лодки-музея Валерий Смирнов.

Страхи оказались напрасными. Подводная лодка пришвартовалась удачно. Но работы по установке субмарины на вечную стоянку не закончились. «Сейчас все дно под понтоном, на котором установлена лодка, выложено специальными плитами, – объяснил Валерий Смирнов. – Плиты размещаются на подушке из щебня. Эта площадка и будет основой. Для того чтобы лодка легла на нее, рабочие срежут верхнюю часть понтонов, а главный заполнят песком. Окончательное положение судна зафиксируют два «якоря», сооруженные на пирсе из бетонных плит. К ним лодка будет притянута тросами».

Самой субмарине тоже необходим ремонт. Довольно долго она стояла на приколе возле хладокомбината, никаких работ на ней не проводилось. Электроэнергии хватало только на аварийное освещение. Впрочем, нет необходимых мощностей и на новом месте. Пока

реставраторы надеются, что смогут выйти из положения с помощью дизельного генератора, который установили на берегу неподалеку от пирса. Но надолго ли его хватит, они не знают. Открытие музея подводной лодки намечено на 9 мая 2005 года. Но помимо него в дальнейшем на прилегающей территории должно разместиться еще несколько зданий. В какую сумму обойдется весь проект, чиновники, присутствовавшие на транспортировке главного экспоната, говорить отказались. Сообщили только, что на подводную лодку и все работы, связанные с ней, уже потрачено около 10 млн. рублей.

Между тем охранник причала Владимир уже начал готовиться к приему первых посетителей.

«Вот сейчас покажут подлодку в новостях, а вечером сюда со всего микрорайона подростки сбегутся и покоя мне не дадут». Однако пока в сотне метров от огороженного пирса стояли только пенсионеры и разглядывали грозную махину.

«На кита похожа и обшарпанная вся», – делилась впечатлениями седая бабулька со своим стареньким мужем.

«Ничего, ее подкрасят, и будет у нее совсем другой вид, – успокаивал ее старичок, – а еще здесь часовню построят и музей Военно-морского флота откроют. Помнишь, как мы прошлой зимой по льду ходили на нее смотреть? Там ведь рядом еще один военный корабль стоял. Его, наверное, тоже сюда пригонят. Вот ребятишкам радость будет!»

Мне стало грустно. Потому что буквально пять минут назад чиновники объяснили, что в отличие от «Новосибирского комсомольца» бывший сторожевой корабль «Дружный» – частная собственность. Владелец переоборудует его под развлекательный комплекс и казино. Прошлой весной он уже хотел установить «военизированную» рулетку у причала набережной Тараса Шевченко. Но оказалось, что там все участки арендованы. А к причалу у Фрунзенской набережной корабль не прошел из-за габаритов.

«Но казино все равно будет открыто», – заверили чиновники. А Сергей Назаров рассказал, что однажды, еще будучи военным моряком, он едва не ушел на «Дружном» в Индийский океан и теперь вот снова встретился с кораблем, но уже в речном порту.

«Вот так пересекаются судьбы у людей и кораблей, – вздыхал Назаров. – И у всех они такие разные...».




Государственных музеев в Москве становится все больше

"