Posted 26 сентября 2019, 13:18
Published 26 сентября 2019, 13:18
Modified 7 марта, 15:41
Updated 7 марта, 15:41
Ирина Мишина
Предмет под названием «Семьеведение» уже преподают в школах 38-и регионов России. В 9-и субъектах РФ действуют общерегиональные программы по «Семьеведению». В 29-и субъектах таких постановлений регионального правительства на этот счет нет, но преподавание семьеведения все равно ведется. Как? Очень просто, на основании решений отдельных муниципалитетов и школ. Без программ и учебников. В 16-и субъектах РФ программы по данному курсу вообще отсутствуют.
Как заявил председатель научно-координационного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования (РАО) профессор Артур Реан, «общепринятого курса, программы по «Семьеведению» пока нет, а учебники строятся на разных концепциях, зачастую противоречивых». На вопрос, что же должно быть в курсе этого предмета, профессор Артур Реан ответил просто : "все те вещи, которые спасают семью от разладов и разводов".
Расплывчато как-то. Ведь следуя нетленной формулировке Льва Толстого, "все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные – несчастливы по-своему".
Причин «семейного несчастья» много. Не все из них носят морально-нравственный характер. И не обо всех можно говорить школьникам. Нередко свои проблемы несчастливые семьи пытаются решить путем обращения к сексопатологу, другие берут ипотеку, потому что отсутствие нормальных условий жилья – тоже причина распада семей. Если верить статистике , наиболее частые причины распада российских семей - измена ( так считают 24% опрошенных), бедность (21%), непонимание, эгоизм и ссоры назвали причиной 19%. Алкоголизм и наркомания - на 4-м месте (16%). Но среди причин разводов фигурируют также "отсутствие собственного жилья" и "остывшие чувства". Интересно, как в этой связи новый предмет будет учить детей не быть бедными и поддерживать сексуальный интерес к партнеру?
Однако, профессор Артур Реан опирался на другие данные. В частности, на исследование, проведенное под эгидой федерального проекта "Крепкая семья" партии "Единая Россия". Исследование называлось "Отношение старшеклассников к институту семьи". Согласно его результатам оказалось, что у молодежи на первом месте не карьера и даже не здоровье, а семья!
Обеспокоенность «Единой России» проблемами семьи понятна: согласно данным Росстата, число зарегистрированных браков на тысячу жителей России в 2018 году составило 6,2. Это минимальный уровень с начала века.Рождаемость в России упала за последние 10 лет до минимума, информирует тот же Росстат. Разумеется, эта проблема давно тревожит правительство. Оттуда в последнее время звучат призывы о "скорейшем преодолении кризиса традиционной семьи" в России. Справиться с ней решили просто: ввести в школах новый предмет. Разумеется, и фонды уже подтянулись. Сообщается, что введение «Семьеведения» уже поддержали Фонд Андрея Первозванного, при поддержке Фонда целевого капитала "Истоки", а также руководитель программы «Святость материнства" Наталья Якунина «при участии религиозных и общественных деятелей из десятков регионов».
Фамилия знакомая, не правда ли? Да, вы правильно догадались: вице-президент Фонда Андрея Первозванного и председатель попечительского совета всероссийской программы «Святость материнства» Наталья Якунина - супруга экс- руководителя РЖД Владимира Якунина, который нынче - председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Такой вот, можно сказать, семейный подряд у бывшего чиновника, освобожденного от должности главного железнодорожника страны. Нет сомнений, что под программу преподавания «Семьеведения» уже выделены бюджетные средства. Вопрос всего один. Зачем все это?
«Никому не известно, какая база и этическая философия заложена в основу этого предмета, какие специалисты его будут преподавать и кто их будет готовить. В свое время я видела таблицу с новыми предметами, которые различные партии и движения предлагали к преподаванию в школе. В начальной, в средней, в старшей. Предметы там фигурировали самые экзотические. Одновременно предлагалось ввести для школьников полноценную 5-6 дневную учебную неделю как минимум с 7-ю уроками каждый день. При этом никто не хотел думать предметно, системно. Дети, похоже, интересовали политиков в последнюю очередь. Главное – «галочку» поставить и финансирование получить», - заявила «НИ» сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева.
Сейчас даже в расписании четвероклассников нередко можно видеть 7 уроков. Домашние задания – отдельная боль. Согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", в 1 классе домашнее задание детям вообще не задается, со 2 по 6 классы задание не задается на выходные, праздники и каникулы, а с 7 по 11 кл. в вышеуказанные дни задание задается, но в облегченном варианте. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» , установлены следующие нормативные требования по времени выполнения домашних заданий: во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Но в каждой школе свои правила и свои СанПиНы...
«Сегодня моя 15-и летняя дочь придет домой после 8 уроков. 7 по расписанию + 1 подготовка к ОГЭ по русскому. Едва успев пообедать, она будет час заниматься английским. Затем как минимум 4 часа домашнего задания! 13 часовой рабочий день без антрактов!!! Если учесть проезд от школы до дома, то для сна время остается, а для спорта, свежего воздуха и общения- вообще нет! Поэтому дети забивают на учебу! Они не могут без общения! Мозгам нужен кислород - ребенок идет гулять и тогда не успевает делать все уроки. А учителя перестали соблюдать очередность контрольных. Часто по трем-четырем предметам в один день могут дать контрольные/проверочные...Я понимаю, что дети-внуки сенаторов учатся в европейских учебных заведениях, по законам принятым разумными людьми. Так, может, ограничить их безответственность хотя бы санитарными нормами рабочего дня подростка?!» - пишет в своем Фэйсбуке Елена Л.Гудович.
«Чтобы развивать семью, нужна государственная поддержка, а не введение новых предметов в школе. У многих российских школьников сегодня 13-и – 15-и часовой рабочий день . Прибавьте к этому отвратительное школьное питание и «не детские» нагрузки. В итоге мы рискуем получить как минимум реакцию отторжения к учебе у детей и рост их заболеваемости», - считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева.