Posted 25 сентября 2014,, 20:00

Published 25 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Осенний марафон длиною в 80 лет

Осенний марафон длиною в 80 лет

25 сентября 2014, 20:00
Он называет себя «московским петербуржцем» – и так легко представить его в модной широкополой шляпе и с трубкой где-нибудь на Чистых прудах или на Покровском бульваре. Впрочем, ветеран БДТ и старейшина санкт-петербургской сцены чаще носит кепку, а трубке предпочитает сигареты. В Москву из Северной столицы Олег Басилашв

Осень патриарха – вот уж что совсем не про него. Удивительно фактурный и фантастически разнообразный – никакие веяния времени словно не коснулись его – Олег Валерьянович Басилашвили живет в том же безумном ритме, что и десять, и двадцать лет назад. Только «Красная стрела», в спальном купе которой артист провел сотни творческих ночей, теперь порой меняется на дневной «Сапсан». «Да, ничего не поделаешь, Москва и Санкт-Петербург делаются все ближе друг к другу», – с грустью говорит юбиляр, считающий себя, впрочем, «гражданином мира». И, пожалуй, так оно и есть.

Сама фамилия «Басилашвили» происходит от греческого слова «басилевс», что означает... «царь». И то сказать – на артисте-космополите лингвистика с этимологией уж никак не отдохнули. В театральном сообществе Санкт-Петербурга Олег Валерьянович – бесспорно первый. В Древнем Риме таких называли «базила» – то есть в переводе с классической латыни – «начальник». В Грузию (московско-петербургский юбиляр – на четверть грузин) слово попало с берегов Тибра еще в самые незапамятные времена, когда страна (тогда Иверия) была колонией римских императоров. Попало – и превратилось в «басила». Словом, ясно – серьезная фамилия.

Грузию Олег Валерьянович любит. Ну, может быть, не так, как две русских столицы, в коих вся жизнь его прошла, а в Тбилиси лишь три военных года, но – по его собственным словам – «на берегах Куры сердце щемит». Если же к грузинским корням добавить еще и материнские (польские), так и выходит, что дуайен петербургских подмостков – самый настоящий космополит. Каким, впрочем, и положено быть настоящему славянину. С его уникальной всеотзывной душой. Сам Достоевский еще об этом говорил, открывая в Москве памятник Пушкину. Без малого полтораста лет тому назад. Олег Валерьянович Басилашвили – и сегодня гражданин мира. Как и было сказано.

В невероятно репертуарном на сценах – да всей Европы! – дюрренматовском «Визите старой дамы» мощный и статуарный артист в образе Альфреда Дилла буквально уменьшался в размерах своих и терял в весе, превращаясь в отвратительного «человека-червяка» (сродни ему лишь герой Басилашвили из пророческой рязановской кинотрагикомедии «Небеса обетованные»). И это рядом с воистину шекспировским страстями английского актера сэра Джона из знаменитой пьесы Харвуда «Костюмер»! Герой западного театрального репертуара?.. Особенно если вспомнить еще и блистательный комедийный дуэт Басилашвили и Фрейндлих в антрепризной «Калифорнийской сюите» Саймона и «Квартет» Харвуда – бенефис первых звезд БДТ. Но рядом с этим – изящно-импрессионистский Гаев в «Вишневом саде» и – самая последняя роль – эксцентричный Князь К. в инсценировке «Дядюшкиного сна», поставленной Чхеидзе. И это вот только так, навскидку, как говорится. Ролей-то у артиста-геронта – сотни. И проходных – нет. Все – образы.

И что редко встречается – в кино то же самое. Судите сами – лирик с началами экзистенциалиста в «Вокзале для двоих» и циник-карьерист с говорящей фамилией Самохвалов в «Служебном романе» Рязанова. А уж как сыграл бы он Ипполита в «Иронии судьбы» – еще была бы одна ипостась.

Их у Басилашвили столько же, сколько и ролей. Так какое ж в таком случае амплуа? А очень просто – артист. Артист с большой буквы.

А еще – автор телепрограмм. И... муж, и отец, и дедушка уже. А кроме всего этого – награды, титулы, регалии, звания. Как с такой славой на улице появиться?! Легко! Потому как никакой «звездной болезни». Да и зачем она ему – русскому интеллигенту с той самой всеотзывной душой? Что до нее великому артисту и подлинному и смелому патриоту? Не квасному, то бишь, а человеку, которому искренне небезразлично, что станется с его родиной? На алтарь Отечества приносит он труды свои и верит, что надежда на лучшее не умирает никогда...

23 октября в московском киноклубе «Эльдар» состоится творческий вечер Олега Басилашвили.

"