Posted 25 сентября 2013,, 20:00

Published 25 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков

Директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков

25 сентября 2013, 20:00
Активисты «Гринпис» продолжают находиться в различных СИЗО Мурманска и области. Их обвиняют в пиратстве за попытку подняться на нефтяную платформу «Приразломная», принадлежащую компании «Газпром нефть шельф», в рамках акции против нефтедобычи в Арктике. О целях этой акции, судьбе активистов и невозможности диалога с не

– Задержанных активистов хотят просто припугнуть или, вы полагаете, реально посадят?

– Задержание явно было попыткой припугнуть. Но будут ли наказывать активистов, я не знаю.

– «Гринпис» проводит подобные акции не в первый раз. Вы предполагали, что все так закончится?

– Нет, конечно, не предполагали. Мы не ожидали такой реакции. Обвинение в пиратстве абсурдно. У «Гринпис» принципиальная позиция: никакие действия не предпринимаются, когда они могут нанести ущерб окружающей среде или людям. Согласно статье 227 УК РФ пиратство – это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом с применением насилия или с угрозой его применения. «Гринпис» никогда не применяет насилия, и активисты не пытались завладеть чужим имуществом. У статьи два квалифицирующих признака, и без этих признаков преступления нет. Путин сегодня сказал, что мы причиняли угрозу деятельности платформы, поскольку там работали водолазы. Если вы зайдете на сайт СК, то увидите, как неустановленные лица в масках стреляют, в том числе и в воду. Так что нанести водолазам ущерб могли скорее они.

– Зачем ваши активисты полезли на платформу?

– Чтобы привлечь внимание к проблеме. Мы хотели поставить баннер и оставить двух человек, которые бы как можно дольше висели рядом с платформой. Для этого была специальная емкость, капсула, в которой можно долго-долго висеть.

– Деятельность «Приразломной» действительно опасна для природы?

– Памятуя о той технологии, которая есть у нефтяных компаний, оснований считать, что разливов там не будет, у нас нет. Один из российских исследовательских институтов подсчитал, что может быть разлив на 10 тыс. тонн. Однако он может быть и больше. Могут быть загрязнены 3 тыс. км побережья или 140 тыс. кв. км моря. И неважно, насколько вероятна катастрофа. Она может случиться в любой момент. Я подозреваю, что здесь вероятность катастрофы заведомо выше, чем на атомной станции.

Фото: EPA

– Вы продолжите добиваться, чтобы платформа «Приразломная» остановилась?

– Это не только вопрос «Приразломной», а любой компании, которая работает в Арктике, будь то «Shell», «Statoil» или кто угодно еще. Мы всеми возможными методами добиваемся остановки добычи нефти в Арктике. Это принципиальная позиция. Арктика – это одно из тех мест, где осталась еще не тронутая природа, которую надо сохранить. Мы четко показали, что российский бюджет на этой платформе денег не получит – налоговые льготы компания получает огромные, а объем добываемой нефти мизерный. Страховка же от экологических рисков есть всего на сумму в 7 млн. рублей. Футболистов страхуют на более крупные суммы. Мы работаем с властями. Я лично рассказывал Путину о проблемах в прошлом году в Самаре. Путин сказал: «Давайте устроим дискуссию с нефтяными компаниями». Где эта дискуссия? Нигде. Я рассказывал об этом Медведеву, причем дважды. Результатов никаких.

– Вы пробовали связаться с компаниями напрямую?

– Мы пытаемся вести диалог, пишем письма. Однако диалог предполагает реакцию с другой стороны. Классический ответ наших нефтяников: мы лучше вас знаем, как надо делать, отойдите, у нас тут все в порядке. Пока что происходит именно так. Они не воспринимают аргументы и пытаются не отвечать на ту аргументацию, которая есть у нас. И они продолжают пытаться получить налоговые льготы, а также разделить прибыль между акционерами. Это обидно. Я понимаю, почему они не хотят с нами вести диалог. Мы предложили, чтобы нефтяные компании не могли делить прибыль между акционерами до тех пор, пока у них утечки нефти из трубопроводов на земле не приведены к минимально технологически возможному уровню. Неправильно, когда кто-то получает прибыль за счет незаконного уничтожения окружающей среды.

– Можете ли привести какие-то данные подтверждающие эти слова?

– В год на Земле происходит порядка 15 тыс. прорывов нефтепроводов. Нефть, попадающая на землю, стекает в реки и большая ее часть оказывается в Северном Ледовитом океане. Туда по официальным оценкам попадает примерно полмиллиона тонн нефти и нефтепродуктов. На почву же вытекает около 5 млн. тонн нефти по нашим оценкам. Нет ни одной российской нефтяной компании, которая бы работала без прорывов. Иностранные компании на нашей территории работают также.

– «Гринпис» будет до последнего защищать активистов?

– Мы, безусловно, будем пытаться активистов вытащить потому, что они незаконно преследуются. Я не понимаю, кому это надо. «Газпрому», государству, или правоохранительным органам? Последнее, что мне на данный момент известно: девять человек допрашивают.

– Будет ли «Гринпис» проводить подобные акции в будущем?

– Я не готов ответить на этот вопрос, но, безусловно, нас не напугали. Если активистов таки осудят, то это нанесет вред Российской Федерации намного больший, чем тот вред, который могли бы нанести даже отказы от нефтяных проектов. Это будет удар по престижу страны.

Команда Arctic Sunrise предупреждала нефтяников и пограничников о своей акции

На данный момент 30 активистов «Гринпис» остаются под стражей, и их все еще обвиняют в пиратстве, однако ситуация может измениться. Квалификация поступка экологов еще будет уточняться, заявил вчера официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Свою точку зрения по данному вопросу в среду выразил и президент России Владимир Путин. «Совершенно очевидно, что они не являются пиратами», – заявил глава государства. Однако Путин отметил, что действия активистов могли представлять угрозу и для работников платформы, и для экологии: «При акциях подобного рода, а там проводились в этот момент и подводные работы, могло произойти все, что угодно: и операторы могли ошибиться, технологические сбои могли произойти».
«С самого начала судно вело переговоры с «Приразломной» и с погранслужбой о том, что это мирный протест. Очевидно, что эти вещи могут быть неправильно восприняты, и надо о них предупредить», – ответил руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров. Координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников вчера отметил, что поддерживает «Гринпис» в их действиях против разработки месторождений нефти в Арктике: «Еще в 2011 году мы ставили вопрос об экологической опасности проекта. Нам предлагался морально и материально устаревший проект. «Приразломная» – это списанная в свое время с Северного моря платформа».
За освобождение команды Arctic Sunrise уже собрано около полумиллиона подписей в 190 странах мира.
Диана ЕВДОКИМОВА

"