Posted 25 сентября 2008,, 20:00
Published 25 сентября 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 07:54
Updated 8 марта, 07:54
С идеей введения в российских общеобразовательных школах уроков шахмат для улучшения показателей успеваемости учеников выступил в июле прошлого года спикер Госдумы Борис Грызлов. «В школах Калмыкии уже больше десяти лет проводятся уроки шахмат, и успеваемость возросла в среднем на 40%», – заявил спикер. В думском комитете по образованию предложили включать шахматы в школьную программу с января. При этом с ними связывались большие ожидания. «Сейчас очень многие критикуют ЕГЭ, – пояснили в комитете. – Дескать, к ребятам нет индивидуального подхода. Шахматы же введут то самое разнообразие, которого сейчас так не хватает».
Застрельщиком в деле «шахматизации» российских школ выступила Нижегородская область. Еще в прошлом году шахматы были введены там в качестве факультатива в каждой из 1351 школы. За нижегородцами стали подтягиваться и другие. 1 октября более 4 тыс. второклассников Псковской области сядут за шахматные доски.
Предварительное обучение рассчитано на два года, по два часа в неделю. После этого ребенок сможет решить – продолжить ли ему обучение или закончить с королями и пешками на уровне полученных знаний.
29–30 сентября в Пскове и Великих Луках пройдут установочные семинары для 90 педагогов, которые будут вести новый предмет. В основном это учителя начальных классов. В ходе семинара будущие шахматные тренеры ознакомятся с учебной программой, им выдадут методические рекомендации и компьютерные диски с программами первых уроков по новому предмету.
По словам экспертов, шахматы в школах необходимы. Но только в качестве факультатива. «Обязаловка» может вызвать у детей лишь отвращение к игре, а заодно и к логике со стратегией. «Моя дочь в младших классах участвовала в таком эксперименте, – рассказал «НИ» московский учитель русского языка и литературы Сергей Райский. – Целый год обязательным предметом в ее школе были шахматы. Предмет вели два пожилых тренера, которые с самого начала были нацелены на занятия с будущими чемпионами. С интересующимися детьми они действительно много занимались, остальные же проводили время впустую. По крайней мере, наш ребенок ничего полезного для себя из этих занятий не почерпнул. Не все ведь имеют склонность к решению логических задач. Кому-то это кажется безумно интересным, а кто-то будет умирать со скуки».