Posted 26 августа 2018,, 04:45

Published 26 августа 2018,, 04:45

Modified 7 марта, 16:42

Updated 7 марта, 16:42

Учеба нон-стоп: быть или не быть домашним заданиям?

Учеба нон-стоп: быть или не быть домашним заданиям?

26 августа 2018, 04:45
Министерство образования и науки предложило законодательно ограничить время, которое учащиеся отводят на подготовку домашних заданий. Проект вызвал бурную дискуссию, в которую включились и депутаты, и учителя, и родители, и сами ученики.

Ирина Мишина

В министерстве считают, что ученики 2–3 классов должны тратить на выполнение уроков не более полутора часов, школьники 4–5 классов – не более двух часов, учащиеся 6–8 классов – не более двух с половиной часов, а в 9–11 классах домашнее задание должно занимать не более трех с половиной часов.

Изначально предполагалось, что обсуждение ограничится ресурсами издательства «Просвещение». Но вопрос оказался настолько актуальным и болезненным , что вышел далеко за отведенные ему рамки. Я позвонила в Минобрнауки и попросила разъяснить, с какой целью организовано обсуждение и насколько будут учтены его результаты. Вот, что мне ответили: «СанПиНы – нормы, в соответствии с которыми учителя должны были регулировать объем домашних заданий, вступили в силу еще в 2011 году. Однако, в последнее время в министерство поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузки в школе».

« Между школами идет конкуренция за субсидии и гранты, за результаты ЕГЭ и место в рейтингах. От этого зависит финансирование учебного заведения», - пояснил наш источник в Департаменте образования Москвы. Никому не хочется быть в отстающих. Некоторые учителя поняли это по-своему, удвоили усилия и прибавили домашнее задание. К тому же поступают тревожные сигналы: есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в «продленке» берут деньги и считают это дополнительной услугой».

Промежуточные результаты обсуждения уже известны. Наиболее распространенное мнение вполне предсказуемо: домашнее задание – это неотъемлемая традиция средней школы. Вот, что рассказал «Новым Известиям» сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель русского языка и литературы ГБОУ школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий:

«Могу ответить словами героя Гоголя из «Ревизора» - смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова: «Каждый думает, что он в педагогике и медицине специалист». Почему кто бы то ни было, но не учитель, указывает, каким образом учителям учить? Дайте учителю возможность разбираться. Кому-то нужно домашнее задание, кому-то нет. В каких-то ситуациях домашние задания необходимы, в каких-то не нужны… Но учителей бесконечно заставляют отчитываться. Оставьте школу в покое!».

С ним согласен директор Московского центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский:

«У Александра Васильевича Суворова есть замечательная цитата: «Чем войска меньше заняты, тем они быстрее разлагаются». Если рассматривать домашнее задание как повинность, то оно вызывает глубокое отвращение. Если как разновидность самостоятельной учёбы, тогда оно дополняет то, что ученик узнаёт нового в школе… Если мы хотим лишить детей навыков самостоятельного познания, то надо отменять домашние задания».

« Я – учитель. Это мое дело, давать задания на дом или нет. Вас это касаться не должно. В случае, если ученику это необходимо, я дам задание. Если не надо – не дам. Летние домашние задания законодательно запрещены», - считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования , преподаватель географии Леонид Перлов.

Однако, не все поддерживают подобную эту точку зрения. Вот мнение зампреда комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова:

«От школьных домашних заданий необходимо отказаться из-за их ненужности. Это время детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе. В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет». Еще депутат добавил, что из-за большой нагрузки у школьников теряется интерес к учебе.

Вообще, на примере домашних заданий, которые ежедневно получают наши дети, можно увидеть отношение педагогов к предмету. К сожалению, в большинстве случае домашнее задание в современной школе стало материалом для самостоятельного изучения. Некоторые учителя не успевают дать за триместр, четверть, за учебный год то, что требуется по учебной программе, и перекладывают этот груз на детей. Я знаю пример школы, где ученики 2-го класса были разбиты на группы по нескольку человек, и каждой такой группе на лето было дано задание изучить определенные страны и континенты с подробным описанием флоры, фауны, водоемов, истории открытия , а также рекомендацией «записать в альбоме мифы, легенды, сказки народностей данной страны». При этом учителя утверждают: «Давать детям задание на каникулы, насколько я знаю, запрещено законом. Никакое задание на лето даваться не может», - говорит Леонид Луховицкий. «На каникулах дети в обязательном порядке отдыхают», -заявляет Леонид Перлов. «Правда есть учителя, которые по своей образовательной амбициозности хотели бы, чтобы дети учились 24 часа в сутки 365 дней в году. Но к счастью, их не так уж и много, этих учителей», - считает Ефим Рачевский.

Кстати, не так давно в Италии на тему домашних заданий разразился настоящий скандал. Некто Марино Пейретти выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето. "Хочу донести до вашего сведения, что мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти. Дело приобрело довольно серьезный резонанс, многие итальянские родители поддержали этот выпад.

Домашние задания бывают разными. В большинстве случаев, по мнению учителя, - это самостоятельное изучение части параграфа в учебнике. Поэтому в электронном журнале часто можно увидеть примерно такую запись: «Домашнее задание: упражнение на странице n» или «§8, читать». Или еще : «Приставки. Страница n. Прочесть и привести примеры». Если бы домашние задания были связаны с поиском дополнительной информации, разработкой новых идей, с созданием проектов вместе с одноклассниками, с посещением музеев и выставок, они, на мой взгляд, вызывали бы больший интерес у школьников. Да и запоминались бы лучше.

На одном интернет-форуме для родителей был опубликован комментарий от имени мамы учащегося: «Домашнее задание задавать нужно, но не каждый день. Заучивание правил, чтение параграфов, выполнение письменных заданий - от этого знаний не прибавится. Ученик приходит из школы уставший и садится за уроки. Делать он их не хочет! Но чтобы получить «5», а не «2», ученику приходится садиться за уроки».

Почему наши дети тратят так много времени на выполнение домашних заданий? Дело в том, что в учебных планах некоторых школ максимальный объем часов на выполнение домашних заданий стал «рекомендуемым», и превратился в поле экспериментов для учителей. Вот, что пишут о домашних заданиях в сетях сами школьники: «Приходишь из школы в 3, до половины седьмого, получается, делаешь домашние задания, а в 9-10 часов уже надо спать ложиться, дабы нормально высыпаться. И это если не брать в расчет то, что существуют дополнительные занятия и всякие курсы. Я бы хотел их посещать, хотел бы иметь хобби, но у меня времени на это не хватает!».

«Лично мне нужно минимум часов пять для того, чтобы сделать все задания на следующий день». «У меня выпускной класс. На выполнение домашнего задания уходит все мое время… Я сажусь за уроки в 15.00 и только к 23.00 я встаю из-за стола… Это ненормально…»

«Я учусь в 7 классе. Отличник и все такое. Я сегодня только алгебру делал 2 часа…»

«…у меня на домашку уходит все свободное время, а учителя задают, сколько захотят, и им не важно, что есть другие предметы (9 класс)».

Логичный вопрос: какую пользу приносят школьникам необъятные многочасовые домашние задания? Общеизвестный факт: уже начиная с младшей школы, у многих появляются репетиторы. Зайдите на сайты «Репетитор.Ру», «Профи. Ру» - там очереди к репетиторам! Почему? Школа дает не достаточно знаний? Учитель не объясняет тему подробно? Слишком много самостоятельных заданий, с которыми школьник не в силах справиться? Выходит, что знания, которые ученикам дают во время уроков, подкрепленные многочасовыми домашними заданиями, зачастую не приносят пользы?

Редкий учитель подходит к домашнему заданию творчески. Система образования в большинстве школ «усредняет» детей. Как мама ученика я практически ни разу не сталкивалась с индивидуальными домашними заданиями, а также с тем, чтобы их « кому-то их задавали, а кому-то нет», как это декларируют учителя. Разглядеть с детства таланты, способности, развить задатки ребенка способен не всякий учитель. Зачастую это ложится на плечи родителей. Впрочем, как и часть домашних заданий... Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Вот, что думает по этому поводу зам. директора известной московской школы №57 Борис Давидович:

«Полно учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по шесть часов в день! Я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе четыре примера - на дом больше шести давать нельзя».

Домашние задания и их объем – предмет жарких дискуссий не только в России. На сегодня лидеры школьного образования – это Южная Корея, Япония и Гонконг. Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. По этой причине многие корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет начинается примерно с девяти лет. Корейцы порой жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Напротив, корейские дети добровольно учатся в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам. Готовясь к экзаменам, корейские школьники спят в среднем 4-5 часов в сутки. Остальное время – учеба…

Финляндия некоторое время назад была лидером в системе мирового школьного образования. Домашние задания там носили творческий характер. Это была скорее подготовка проектов. Сейчас Финляндия занимает в рейтинге систем образование престижное 5-е место, опустившись на несколько пунктов. Насколько это связано с фактическим отсутствием домашних заданий, сказать трудно…

Интересно, что в США долгое время к домашним заданиям относились как к обузе. Примерно до середины 20 века высшее образование в США являлось роскошью. Для большинства выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились свести к минимуму учебную нагрузку. В начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса. Все изменилось в 50-е годы прошлого столетия. Одним из стимулов к этому стало соперничество с СССР . Импульс американской реформе образования и неожиданно дал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы задумались: неужели их учащиеся отстают от советских сверстников? В результате, в школах США появились новые программы, объемные домашние задания, классы для одаренных детей… Так выросло поколение , одержимое идеей «победить русских». Сейчас объем заданий для американских школьников продолжает расти. Сегодня, согласно исследованию университета штата Мичиган, американские школьники 6-9 лет делают домашние задания в среднем 2,5 часа.

Говоря о домашних заданиях, я нередко оглядываюсь на своих знакомых, которые отдают детей в частные школы. Причина тому - не домашние задания. Просто там уделяют больше внимания развитию творческих способностей, в центре внимания ученик как личность. Разумеется, достойное образование можно получить и в обычной школе. Главное, чтобы совпали две составляющих: мотивация самого ребенка получать знания и стремление учителя помочь ребенку раскрыть свои способности. А объем домашнего задания – это уже вопрос второстепенный.

Кстати, как мама учащегося, раскрою небольшой секрет: дети давно нашли более простые способы выполнения не интересных и не творческих домашних заданий. В Интернете множество ресурсов, на которых школьники обмениваются готовыми решениями. Время получения ответа обычно не превышает 20 минут.

.

"