Posted 25 августа 2015,, 21:00

Published 25 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:27

Updated 8 марта, 03:27

Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский

Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский

25 августа 2015, 21:00
На днях вице-спикер Госдумы Николай Левичев предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву запретить использование операционной системы (ОС) Windows 10 в госорганах, госкомпаниях, НИИ. Он также попросил Роскомнадзор проверить деятельность Microsoft на соответствие требованиям закона «Об информации». Действительно, соглас

– Насколько, на ваш взгляд, имеют смысл опасения Николая Левичева?

– Обывательские и профессиональные представления об Интернете и технике разные. С профессиональной точки зрения нет никакой информации, которую вы можете скрыть. И это для нас, как для обывателей, пока вроде как самый большой секрет. С точки зрения безопасности всегда есть желание снизить риск, и это желание ведет к некоторым стратегическим решениям. Например, какую операционную систему выбрать госорганам для использования. Однако если заниматься постоянно шпионажем и иметь хороший бюджет, то можно узнать все. Конечно, в контексте не очень хороших отношений с Америкой Microsoft – это огромная дыра. Естественно, если нужно будет выбирать, то американская компания сделает так, чтобы США было хорошо, а не нам. Как на это реагировать? Не знаю. Наверное, в госорганах продукты Microsoft использовать не очень хорошо. Тем более если есть секреты. Хотя, по-моему, в госструктурах фальшивые отчеты, а не секреты – и в этом секрет. Но не везде так, конечно.

– Сейчас по поводу безопасности своих данных беспокоятся не только представители власти, но и обычные граждане. Как стоит реагировать на лицензионное соглашение Windows 10 простым пользователям?

– Речь идет ведь не о Microsoft вообще, а о новых версиях Windows, установить которые, не подписав это спорное лицензионное соглашение, нельзя. На самом деле вы можете спокойно работать на более ранних версиях этой операционной системы. Поэтому я бы не сказал, что ситуация является острой, но она вполне ожидаема. Лично я бы лучше остался на тех операционных системах, которые были выпущены еще 10 лет назад. Однако существует такая проблема, как запланированное устаревание продукта. Сейчас даже во Франции принимают закон против продукции с преднамеренно сокращенным сроком службы. Windows, к сожалению, постоянно развивается, и пользователи вынуждены обновляться до новых версий.

– А есть ли решение у данной проблемы, учитывая, что даже к таким ОС, как Windows 7 и 8, уже появились обновления, позволяющие следить за пользователями?

– Наверное, нам нужны какие-то компании, которые в России создадут хороший софт, и он будет активно развиваться. Однако пока не ясно, ни кто будет этим заниматься, ни на какие средства, ни как успешно. Для меня как потребителя важна совместимость с нужными мне программами. Например, чтобы я мог читать в любых форматах то, что мне присылают. Однако даже существующий софт часто не удовлетворяет моим запросам. На самом деле мы столкнулись с ящиком Пандоры, который был прикрыт. В России такая же ситуация, как и по всей больнице, то есть по всему миру, – мы живем в эпоху «Большого брата». И мы только сейчас начали это понимать. И экспертного консенсуса по ситуации пока нет.

– Получается, утверждение, что все про всех можно узнать, – уже аксиома?

– Никто не защищен. Если на вас есть заказ, то специалисты полностью за десять лет дадут все, что вы делали в Интернете. Они полностью составят ваш психологический профиль. Обнаружат все ваши слабости, проблемы, нарушения закона. Чем же пока это все сдерживается? Просто средства исследования этих вещей не так серьезно распространены. И про каждого что-то узнать стоит не так дешево. А поскольку нас очень много и про каждого можно много что узнать, то мы вроде в относительной безопасности. И все равно любой отдельный человек со всеми его секретами так или иначе доступен. Спецслужбы могут узнать информацию с помощью любых устройств: компьютеров, телефонов, камер на улицах и так далее. Прозрачность в наши дни носит технический характер. В эпоху информационного общества легко собрать информацию, а вот контролировать ее практически невозможно. Сегодня все знают про недостатки друг друга.

– А можно ли как-то минимизировать слежку за собой?

– Самое простое – выдавать себя за другое лицо. Для этого можно пользоваться чужой симкой, заведенными на чужое имя аккаунтами. Но серьезные люди по следам в Сети все равно всё это интегрируют. Есть еще одна техника – вы можете генерировать про себя бесконечное количество информации. Вот это мой подход. Я разнообразен, разносторонен. Попробуй это все сведи к одному знаменателю. Я считаю, что это надежней, чем прятаться. Пока еще нет какой-то серьезной дискуссии про новую ситуацию, в которую мы попали. Нужны серьезные исследования, чтобы люди понимали, как им поступать и чего ждать.

– Видимо, остается только смириться с текущей ситуацией?

– Вы знаете, ее нельзя назвать плохой или хорошей. Мы просто должны научиться жить в этих условиях. А у нас просто театр абсурда последние лет пять. Хотя бы с той же «Википедией». Нельзя заблокировать что захочешь, можно только научить людей обходить блокировки. Нельзя ничего скрыть, можно только вести себя правильно. Я в силу семейной специфики с десяти лет живу с ощущением, что все, что я делаю, может быть использовано против меня. А обычные люди так не живут. Обычным людям кажется, что они могут сегодня быть такими, завтра другими и многое втихаря делать. Такая структура личности нежизнеспособна. Сейчас невозможно скрыть даже измену жене. Недавно вот вскрылись сайты AshleyMadison, где замужние женщины находили себе женатых мужчин. Для меня подобная ситуация не проблема – я свободен и делаю все открыто. Но кто у нас в России живет или жил открыто кроме Немцова? Все врут. Для привыкших врать людей текущая обстановка – это очень большая проблема. Прозрачность для них убийственна. Да у нас все ходят под какой-то статьей. Причем часто идиотской. Просто всем еще кажется, что они проскочат, а это не так.

– А как все будет в итоге?

– Все будет известно про всех, и выиграют те, кто будет жить прямо. Наши кривые законы скоро начнут контрастировать с жизнью. И это создаст колоссальные конфликты. У нас в стране миллионы курят траву – в Сибири, на Алтае, на Северном Кавказе – там, где людям по вере пить нельзя. Если запрещать информацию про это да еще гоняться за такими людьми всерьез, то что дальше будет? Придется всех сажать. Знаете, текущая ситуация требует осознанного нового стратегического видения: как встречать век прозрачности, как людей беречь от бессмысленности законов, как правильно исследовать ситуацию до того, как принимаешь закон. Потому что нельзя принимать законы, которые делают нелегальными миллионы граждан. И надо быть осторожнее с решениями по поводу технологических продуктов и компаний. Эта история с Microsoft – только верхушка айсберга. Следом придут серьезные проблемы в других сферах.

"