Posted 25 августа 2011,, 20:00

Published 25 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:01

Updated 8 марта, 06:01

Вторая жизнь

Вторая жизнь

25 августа 2011, 20:00
Автолюбители, стесненные в финансах, остаются главной движущей силой рынка подержанных машин. И действительно, тем, для кого новый автомобиль по-прежнему считается роскошью, приходится обращать внимание на подержанные средства передвижения. И если верить статистике, желающих совершить такую сделку предостаточно.

По данным агентства «Автостат», по итогам семи месяцев текущего года наибольший объем продаж подержанных авто пришелся на отечественную марку LADA. А уж среди изделий АвтоВАЗа самыми популярными оказались «классика» и «десятое» семейство. На втором месте японская Toyota Corolla. Замыкает тройку лидеров Nissan, за которым следуют Ford Focus и Mitsubishi Lancer.

Из рук в руки

Как утверждает аналитик агентства Азат Тимерханов, более трети сделок по продаже бэушных машин происходит между частными лицами по объявлениям или через знакомых. Также возможны покупки через авторынки и автосалоны, по системе «трейд-ин», и, разумеется, с помощью Интернета. Подобная практика есть и на Западе, однако там существуют даже специальные автомобильные аукционы. У нас же этот рынок в основном держится на частной инициативе, что, с одной стороны, позволяет обходиться без посредников, а с другой – открывает широкое поле для мошенничества.

По словам г-на Тимерханова, сделки «из рук в руки» таят в себе множество негативных моментов. «В первую очередь здесь возможны скрытые технические неисправности, отсутствие 100-процентной уверенности в юридической чистоте автомобиля, опасность мошенничества и отсутствие гарантий, – поясняет специалист. – В других случаях есть риск приобрести «утопленника» или «криминальный» автомобиль».

Возрастные ограничения

Несмотря на то что приобретение бэушного авто – покупка сравнительно бюджетная, приобрести такую машину можно и в кредит. Более того, как утверждают эксперты, этот способ с каждым годом становится все более популярным, в частности, из-за того, что многие банки, идя навстречу спросу, спешат ввести соответствующие кредитные программы. Если же речь идет о покупке авто у частного лица, то здесь, бывает, можно договориться о рассрочке.

Впрочем, перед тем как, вдохновившись результатами торга, подписать необходимые документы, приглянувшегося железного коня стоит проверить на прочность. И здесь немаловажным информативным параметром можно считать его возраст. Причем тезис «мои года – мое богатство» в такой ситуации явно неактуален. Разумеется, встречаются случаи, когда ухоженная семилетка выглядит предпочтительнее убитой трехлетки. Однако в основном, анализируя «стаж» приобретаемой машины, стоит действовать по принципу: чем меньше, тем лучше.

«Разумеется, идеальный вариант в этом случае – авто возрастом от одного до трех лет, – поясняет мастер по диагностике автомобилей Родион Михайлов. – Это практически новая машина с небольшим пробегом и в отличном состоянии, которая не доставит своему следующему владельцу серьезных хлопот. Такие авто обычно продают люди, гонящиеся за престижем и поэтому старающиеся менять машину как можно быстрее, к примеру, как только выплатят за нее кредит. Следующая категория бэушных машин – 4–7- летние авто, которых на рынке большинство. Их отличает средний пробег и относительно хорошее состояние. Но без ремонта здесь не обойтись: на эти цели новому хозяину придется отдать в среднем 10% от стоимости приобретения. И наконец, последняя категория подержанных авто, на которые стоит засматриваться – это 8–12-летние варианты. Здесь возможны вполне серьезные поломки, так что на ремонт придется отложить как минимум 20% от стоимости».

Впрочем, к услугам непритязательных автолюбителей всегда есть предложения в формате «до 16 и старше». Однако, несмотря на бросовые цены, специалисты все же не рекомендуют связываться с подобными «раритетами»: выйдет себе дороже.

Тщательный осмотр

После того, как с возрастом авто стало все ясно, пора проводить его техническую диагностику. Причем специалисты настоятельно рекомендуют доверить это дело профессионалу: как бы хорошо на первый взгляд ни выглядел автомобиль, не стоит забывать, что внешность бывает обманчива, к тому же продавец машины наверняка предпринял все меры, чтобы максимально замаскировать имеющиеся неисправности. «Самостоятельно проводя техническую оценку машины, стоит начать с наружного осмотра, – советует г-н Михайлов. – Здесь в первую очередь надо обращать внимание на повреждения кузова и наличие ржавчины. Затем присмотреться к состоянию шасси, стекол, шин и подвески. И наконец, убедиться, что в машине не нарушена герметичность. Внутреннее исследование должно начинаться с изучения показателей на спидометре. И если указанный пробег явно не соответствует возрасту машины, спидометр, скорее всего, скручивали. Дальше стоит испытать ремни безопасности, рулевое колесо и фары. И напоследок необходимо уделить внимание двигателю. Его поверхность не должна содержать недостатков, а шланги, электропроводка и ремни быть плотными, без следов изнашивания. Затем стоит изучить аккумулятор и фильтры, чтобы убедиться, что клеммы первого не проржавели, а вторые вовремя заменялись».

После осмотра нелишне провести тест-драйв, который поможет на практике оценить состояние автомобиля и убедиться, что при внешнем и внутреннем осмотре ничего не было упущено.

Мошенник не пройдет

Проверка приобретаемой подержанной машины на юридическую чистоту – еще один вопрос, которым должен озаботиться новый владелец перед заключением сделки. «И здесь, по сути, могут быть только две проблемы: покупка залогового или угнанного автомобиля, – поясняет президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Первый вариант встречается довольно редко, однако защититься от него практически невозможно: база авто, приобретенных в кредит, в нашей стране пока отсутствует. А вот проверить, не находится ли машина в розыске, гораздо проще. Для этого достаточно взять копию паспорта транспортного средства и с ней прийти к соответствующему дилеру, который проверит, выходила ли она с заводского конвейера. Если ответ отрицательный, значит, номера на планируемой покупке перебиты и связываться с ней не стоит».

Что же касается документов, которые прежний автовладелец обязуется передать новому, то этот перечень должен включать в себя договор купли-продажи, паспорт транспортного средства (ПТС) и желательно талон технического обслуживания.

"