Posted 25 августа 2008,, 20:00

Published 25 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

Активный – значит опасный

25 августа 2008, 20:00
В понедельник в Московском областном суде начнутся слушания по делу Юлии Приведенной. Женщину, много лет работающую с трудными подростками, обвиняют в создании незаконного вооруженного формирования. Таковым следствие считает просветительскую организацию ПОРТОС. Дело против нее было возбуждено семь лет назад. Все это вр

Десять лет назад Юля Приведенная и ее друзья создали в Люберецком районе Подмосковья предприятие с фермерским хозяйством, библиотекой, актовым залом и музыкальными комнатами. Туда принимали трудных подростков со всей страны, с которыми не могли справиться ни родители, ни милиция. Назвали организацию солидно: ПОРТОС (Поэтизированное объединение разработчиков теории общественного счастья) «Портосовцы» запрещали своим воспитанникам курить, пить, ругаться матом. В общем, воспитывали по-спартански (теперь это вменяется Юле в вину). Но и учили писать стихи. В архиве организации хранятся книги с дарственными надписями Александра Солженицына (он поддерживал ребят), фотографии «портосовцев» с Михаилом Горбачевым. Но, похоже, не всем нравилось, что общественники занимаются молодежью без контроля сверху.

В 2001 году трое руководителей ПОРТОСа были арестованы и приговорены к различным срокам наказания. Их обвинили в «организации незаконного вооруженного формирования» (НВФ). Сторона защиты ставила под сомнение правомочность обвинений: ПОРТОС был официально зарегистрирован, а изъятые охотничьи ружья оформлены по всей строгости закона.

Через семь лет дошла очередь и до Юлии. Ее задержали 22 мая, когда она выходила из дома с подругой. «Подошли четверо в штатском и сказали: «Юлия Анатольевна, находитесь в розыске, – рассказала Приведенная «НИ». – Мы спросили их, за что нас задерживают. Ведь мы не совершали никаких преступлений. Нам ответили: «Идеология – еще страшнее, чем преступность. Скажите, зачем вы занимаетесь молодежью, зачем из разных городов людей собираете?» В областной прокуратуре Юлии предъявили обвинение по делу об НВФ, возбужденному в 2001 году.

«Я уверен, что доказательств виновности Юлии Приведенной во вменяемых ей преступлениях нет, – сообщил «НИ» адвокат Михаил Трепашкин. – Следователь не вызвал ни одного свидетеля, ни одного потерпевшего. В деле восемь томов и все они представляют отксерокопированные материалы 2001 года. В каждом томе от силы две-три страницы, где упоминается Приведенная. Нельзя позволить осудить человека только потому, что какому-то чиновнику нужна галочка о раскрытии такого громкого преступления, как создание НВФ. А общественная активность, свойственная Юле, сама по себе еще не преступление».

Из двух с половиной месяцев за решеткой больше половины Юлия провела в изоляторе временного содержания в Люберцах. «Именно так я себе представляла дореволюционную тюрьму, – вспоминает женщина. – Полутьма, серые стены, тусклая лампочка, во дворе надрываются собаки... Вместо шконок настил, и под ним всю ночь снуют крысы. На прогулки не выводили. Кормили один раз в день. Баланда, на второе либо перловая каша на воде, либо пшенная».

Пребывание под стражей еще больше убедило Юлю, как важна ее работа с трудными подростками в наше время. Как важно помочь им найти тот жизненный вектор, который не приведет их туда, где побывала она, застрахует от воровства, наркомании, пробудит интерес ко всему прекрасному в юных душах. Между тем скоро будет суд, и Юлю могут вновь оторвать от этой важной и нужной работы. И на этот раз надолго.

"