Posted 25 августа 2004,, 20:00

Published 25 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

День траура

День траура

25 августа 2004, 20:00
Во вторник вечером с разницей в три минуты потерпели крушение два самолета, вылетевших из столичного аэропорта «Домодедово». Ту-154, следовавший в Сочи, упал в Ростовской области. Ту-134, направлявшийся в Волгоград, рухнул на границе Тульской и Рязанской областей. Погибли 89 человек: все пассажиры и члены экипажей обои
Сюжет
Авиация

Вчера на месте крушения Ту-134, в районе села Бучалки Кимовского района Тульской области, о версиях катастрофы спасатели старались не говорить. Да и некогда им было что-то рассказывать, передает наш корреспондент Герман ПЕТЕЛИН. Фюзеляж лежал в пятистах метрах от хвоста. И больше никаких обломков, ни следа. Быть может, так и должно быть. Ведь трагедия произошла на высоте 9,5 тыс. метров. Самолет разорвало напополам. Спасатели извлекали из-под обломков самолета тела погибших. Точнее то, что от них осталось.

«Там каша, сплошное месиво, – рассказывал майор милиции Ефремов и просил сигарету, – думал, брошу курить. А тут в три ночи тревога, и нас сюда – охранять обломки. Я подошел, заглянул внутрь. А они все в одной куче, перекрученные друг с другом, словно резиновые веревки. И ни у кого нет лиц. Понимаешь, лиц нет. Я даже не знаю, как они могут там работать!»

«Они» – это судмедэксперты в гражданской одежде и спасатели МЧС в рыжих куртках. Мы стоим с майором и смотрим на лежащий кверху брюхом самолет. Он словно мертвая птица, только слегка сплющен. На его корпусе работают несколько десятков спасателей. Они режут ножницами металл и отрывают куски серебристой обшивки, чтобы проделать дыру. Сквозь нее спасатели будут доставать тела погибших. Рядом солдаты-срочники складывают останки в полиэтиленовые пакеты и грузят в «КамАЗ».

«КамАЗ» вчера в Бучалках оказался нужнее санитарных машин. Целый ряд машин «скорой помощи» стоял в бездействии. Помощь-то оказывать некому. Погибли все: и пассажиры, и экипаж. Но пока все они безымянны. Только номера на бумаге. Один, два, три. Завтра они снова обретут имена, но только в морге.

«Мы ожидаем, что уже в четверг приедут родственники погибших и начнется опознание, – объясняет представитель тульского МЧС. – А пока тела отвезут в морги городов Узловая и Новомосковска».

В этот момент среди спасателей появился священник. Самый настоящий поп в рясе и с кадилом. Он обходил самолет.

«Я молюсь за убиенных», – объяснил он, и начал рассказывать о своей церкви в Новомосковском районе. О том, что, узнав о происшествии, он решил приехать сюда и отслужить панихиду. Вот только сразу сквозь кордон его пускать не хотели.

Рядом стоит 12-летний пацан Сева Шамаян и упрямо твердит в телекамеру: «Я гулял допоздна. Уже зашел домой, когда услышал, как залаяла собака. В этот же момент задрожал весь дом, а на улице все загремело. Я выскочил на улицу. Посмотрел наверх и увидел самолет, точнее его огни. Он заходил на большой круг. А потом раздался хлопок».

Впрочем, дети склонны к фантазиям. Взрослые самолет не видели. Но шум слышали все. «Я пошла вечером в хлев дать корове соль, – рассказывает Галина Ершова. – И вдруг раздался гром, такое впечатление, что над селом зависли сразу десять реактивных самолетов. Даже земля под ногами задрожала. Я перепугалась и забежала назад к детям. А они у меня спрашивают: там что, гроза? В этот-то момент раздался хлопок, и все стихло».

О том, что случилось на самом деле, Галина узнала рано утром. «Вышла в пять часов из дома, а в небе вертолеты кружат. И полно милиции».

Наталья Тюлькина догадалась о крушении чуть раньше. «Где-то в три ночи брат с улицы пришел и сказал, что у нас за селом разбился самолет и в поселке полно милиции. Я тогда и догадалась, что когда вечером все гудело и дрожало, тогда и самолет упал».

Когда мы уходили от обломков самолета, нас обогнал «КамАЗ». Это была первая машина с останками. В ней лежали 23 трупа, которым должны были дать имена. Остальные останки в тот момент еще были под обломками.



Страшные сувениры

Место катастрофы самолета Ту-154, выполнявшего рейс Москва – Сочи, находится километрах в восьми от поселка Глубокий Каменского района Ростовской области. Как сообщила корреспонденту «НИ» Вячеславу ЯРОШЕНКО представитель областного управления МЧС Наталья Власенко, уже через полчаса после получения сигнала тревоги первые поисково-спасательные подразделения были на месте ЧП. Однако реальные результаты появились только утром, после восхода солнца. Был найден фюзеляж самолета, а в полутора километрах от него и хвостовое отделение. Вчера к 20.00 на месте падения Ту-154 работали более тысячи человек: спасатели, пожарные, сотрудники спецслужб, правоохранительных органов и судебные медики. Прочесывание местности вели солдаты внутренних войск и милиция, в небе барражировали вертолеты МЧС. Радиус разброса фрагментов самолета составил около 25 км.

К 16.00 были обнаружены тела шести человек. Пять – в районе хутора Крутые Горки и один – предположительно член экипажа – неподалеку в поле. По неофициальным данным, еще пятеро погибших были найдены в районе станицы Зеленовской. Уже к 17.00, по словам милиционеров, число обнаруженных трупов достигло 13. Фрагменты тел продолжают находить. По заявлению председателя комиссии по расследованию обстоятельств гибели экипажа и пассажиров Ту-154 Леонида Каширского, отыскались все три бортовых самописца, они находятся в удовлетворительном состоянии. Каширский выразил надежду на то, что сегодня к утру записи будут расшифрованы.

Больше всего осколков находили во дворах хутора Крутые Горки. Накануне вечером в районе катастрофы шел дождь. В это время многие жители хутора слышали хлопок. А те, кто находился на улице, увидели и зарево. Думали, гроза.

«В четверть седьмого утра я вышел покормить скотину, – рассказал житель хутора Юрий Бодрин. – Около хоздвора увидел разбросанную кучу навоза. На ней лежала секция из трех пассажирских кресел. В двух были люди – женщина лет 35, светловолосая, рядом с ней девочка лет семи в одном носке и футболке. У нее на шее был золотой крестик. Оля, закричал я жене, звони скорее в милицию – нам людей из самолета выкинули!»

Милиция приехала минут через 15. Бодрин показал и место падения еще одного человека. В поле лежал крупный мужчина лет 40, совершенно раздетый, с раздробленным черепом. Сейчас на этом месте глубокая, сантиметров в десять, вмятина.

По сообщениям оперативного штаба, к вечеру среды все службы начали подготовку к встрече родственников погибших. Сорок человек вылетели из Москвы и восемь из Сочи. Тела погибших отправили в морг ближайшего города – Каменска. Там же будут принимать и родственников.

Тем временем местная детвора рыщет в поисках обломков самолета. Почти у каждого окрестного мальчишки теперь есть по страшному сувениру.



Встречающие

В ночь с 24 на 25 августа в аэропорту Сочи рейс из Москвы ждали лишь несколько человек; в основном встречали друзей и родственников, направлявшихся на курорт, сообщил наш корреспондент Сергей ПЕРОВ. Примерно в половине двенадцатого было объявлено о задержке рейса. Через несколько минут встречающим начали звонить знакомые, сообщая об авиакатастрофе. Очевидцы утверждают, что паники в здании аэропорта не было, но ощущалась тревога и подавленность. Встречающие начали названивать родственникам, надеясь, что информация не подтвердится или кто-то из пассажиров не попал на злополучный рейс. Одновременно в аэропорт начали съезжаться люди, только что узнавшие о трагедии.

Дежурный по аэровокзалу пригласил встречающих собраться возле ресторана «Сокол», где их уже ждала группа психологов. До восьми часов утра родственникам официально не сообщали о гибели самолета, и только после того, как пришло сообщение о найденных в Ростовской области обломках лайнера, представитель аэропорта объявил, что все 38 пассажиров погибли. После этого несколько человек увезли из аэропорта на «скорой помощи». Остальные находились там до обеда, дожидаясь списков погибших. В это время в УВД Сочи шла проверка данных, предоставленных авиакомпанией «Сибирь». Сочинцев в списке оказалось восемь человек. Однако до сих пор неизвестна судьба нескольких человек, которые, по официальным данным, не явились на рейс. Среди них тоже могли быть жители курорта. Ситуацию запутала нечеткая работа сочинского телефона «горячей линии», по которому, как было объявлено, могли обратиться родные и друзья пассажиров рейса Москва – Сочи. По этому телефону получить какую-то информацию было невозможно – сведения о пассажирах по неизвестной причине не предоставляются никому, в том числе и родственникам.



Батюшка пробился к месту катастрофы, чтобы помянуть погибших.

Смертельное спокойствие

Несмотря на трагедию, пассажиры электрички-аэроэкспресса, отправлявшиеся вчера с Павелецкого вокзала в «Домодедово», никакой тревоги по поводу предстоящего перелета внешне не выражали. Напротив, складывалось впечатление, что незнакомые друг с другом люди договорились о табу на разговоры про катастрофу. На протяжении всего пути вагонные споры возникали только о последних событиях Олимпиады.

Как рассказали корреспонденту «НИ» Анне ГОРБОВОЙ в кассах авиакомпаний «Волга-Авиаэкспресс» и «Сибирь», массовой сдачи билетов вчера не было. «Было несколько возвратов, – сказала одна из кассиров, – но все в режиме обычного дня». Многие, в основном транзитные, пассажиры узнавали о вчерашней катастрофе непосредственно перед вылетом. Другие слышали об этом в утренних новостях. Но почти все были уверены, что подобного с ними не случится.

«Долетим, никуда не денемся, – сказала корреспонденту «НИ» Ольга Гайда, направляющаяся с детьми из Украины в Петропаловск-Камчатский. Затем добавила для убедительности: – Мы каждый год летаем, все всегда было хорошо».

В залах аэропорта царила обычная вокзальная суета. Стоявшие у входа три милиционера откровенно скучали. Оживлялись стражи порядка, лишь завидев журналистов с теле- и фототехникой. У стойки представительства авиакомпании «Сибирь» журналистов тоже не ждали. На вопросы отвечали вопросами. «А вы о чем? О какой катастрофе? Нет сведений, – проговаривал заученную с утра фразу сотрудник представительства. Правда, спустя минуту он сдался и выдал миллилитр информации. – Идите в здание АТБ».

Одно из помещений Авиатехнической базы «Домодедова», расположенной в нескольких километрах от аэропорта, стало на время и информационным центром, и центром реабилитации для родственников погибших. Сюда после сообщений о трагедии уже ночью начали приезжать люди, чьи родные оказались в приговоренных самолетах. Их не много: вместе с врачами и психологами в неуютном конференц-зале собрались от силы 10–12 человек. По комнате плыл удушающий запах боли и лекарств.

«Дочка Катя у меня там была, – сквозь слезы объясняла Галина Фетисова. – В Сочи летела. Ей 23 года. Было». Не нужно медицинского образования, чтобы понять: чрезмерное спокойствие многих «клиентов» реабилитационного центра – следствие глубочайшего шока.

Те, кто не смог приехать в «Домодедово», в это же самое время с последней надеждой набирали номер «горячей линии». Каждый надеялся на чудо. Но чудес не бывает.

«Когда звонившие слышат фамилию своих родственников, числящихся в списках погибших, реакция бывает неоднозначной, – рассказал пресс-секретарь аэропорта «Домододево» Игорь Тихомиров. – Поэтому вместе с двумя нашими сотрудниками у телефонов дежурит психолог». В руках дежурные держат рукописные списки погибших: пометки на полях, исправления и дополнения новыми данными. «Звонки идут постоянно, – продолжил Игорь Тихомиров, – К этому часу (15.00. – «НИ».) поступило уже более 300 звонков – в основном из Москвы, Московской области, Волгограда и Сочи».



Мнение эксперта

Вчера «НИ» удалось связаться с авторитетным экспертом в области авиации, имеющим большой опыт в расследовании летных происшествий. Попросив оставить его имя в тайне, он рассказал следующее:

– Наиболее вероятная версия этой двойной катастрофы – взрывы в полете на обоих самолетах. Теоретически могли рвануть топливные баки. Если от неисправных электрокоммуникаций возникает искра, то она может воспламенить пары топлива в опустевшем баке. От этого упал «Боинг-747» над Атлантикой в 1990 году, выполнявший рейс по маршруту Нью-Йорк – Париж. Тогда погибли 230 человек. Сначала думали о теракте, но американские расследователи подняли почти все детали самолета и затем установили место и причину взрыва (на это ушло 11 месяцев).

Более вероятен вариант с закладкой бомбы с часовым или барометрическим механизмом в багаж, салоны или конструкцию лайнера. Или его мог подорвать террорист-самоубийца. Характерный пример – знаменитый взрыв самолета над Локерби в Шотландии. В пользу этой версии говорит одномоментность двух срабатываний на самолетах, взлетевших из одного и того же аэропорта. Большой разброс деталей самолетов (10–20 км) также свидетельствует о взрывах в воздухе на большой высоте. Вероятность того, что два самолета упали при схожих обстоятельствах из-за отказа техники или ошибки пилота, составляет не более 5%.

Прояснить обстоятельства случившегося могут прежде всего бортовые самописцы обоих самолетов. В первую очередь должны быть исследованы речевые самописцы (магнитофоны). Затем – параметрические, которые сообщают данные о работе техники и положении органов управления. Целесообразно также прослушать бортовые магнитофоны других экипажей, находившихся к 23.00 в районах гибели самолетов, – такое «сканирование» позволяет выявить нужные факты, дополняя выводы расследователей. Обычно они сосредотачиваются только на переговорах погибших экипажей.

Стоит отметить, что выяснять все подробности должны прежде всего профессиональные расследователи, имеющие отношение к авиации (летчики, инженеры, диспетчеры), на заключениях которых должна строиться работа прокуроров и представителей ФСБ. К сожалению, чаще все происходит наоборот, выводы комиссии подстраивают под «нужную» установку, заданную политическими или экономическими обстоятельствами.

Уже сейчас просматриваются усилия разных ведомств по переваливанию вины за случившееся на коллег. Все происходит кулуарно, разговоры ведутся шепотом. А следовало бы сразу опубликовать состав комиссии по расследованию – председатель, заместители, члены – с указанием их специализации и опыта, а также опыта участия в подобных расследованиях. Обязательно должен быть назначен представитель для связи со СМИ. Нелишне было бы привлечь к делу с самого начала одного-двух членов думского комитета по безопасности, которые сейчас как раз занимаются совершенствованием законодательства по безопасности полетов.



Куда летели террористы?

Вчера активно муссировалась версия, согласно которой захватившие Ту-154 террористы намеревались повторить «11 сентября»: протаранить важный объект на земле. Однако специалисты, опрошенные «НИ», к этой версии отнеслись скептически.

«Я склоняюсь к версии, что это был теракт, – заявил вчера «НИ» экс-сотрудник ФСБ, ныне политэмигрант Александр Литвиненко. – Два самолета падают практически одновременно. Даже если рассуждать чисто логически, получается, что это была запланированная катастрофа. Хотя, безусловно, проникнуть в аэропорт террористам сложно, видимо, у них это как-то получилось. Можно рассматривать и тот вариант, что те, кто захватил «сочинский» самолет, решили направить его на резиденцию президента Путина в Бочаровом Ручье. В таком случае самолет сразу же сбили бы. Вообще, при малейшей опасности, грозящей лицам, которые тщательно охраняются государством, в том числе и президенту, по инструкции должны приниматься любые меры для их спасения, даже если при этом погибнут невиновные люди.

Кстати, есть некая закономерность: как только начинается жесткая критика российского руководства американской и европейской общественностью, так тут же в России происходит теракт. И российские власти становятся жертвами. А ведь на прошлой неделе все ведущие западные газеты как раз критиковали существующий сейчас строй».

Вечный оппонент Литвиненко, член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, на этот раз в чем-то с опальным сотрудником ФСБ согласился: «Все признаки указывают на то, что это был теракт. Подобных случайностей не бывает. На одном из самолетов сработало устройство, оповещающее о захвате борта террористами. Самолеты терпят крушение, как правило, при взлете или посадке, но здесь катастрофа произошла на большой высоте. В то, что террористы, захватившие самолет, могли направить его на резиденцию президента в Сочи, я не очень верю. Во-первых, пилотов заставить это сделать крайне сложно, во-вторых, трудно отыскать сам объект атаки. Это ведь не Белый дом, резиденция довольно небольшая. А Ту-154 – огромный лайнер, который мог запросто и не попасть в цель. Но, безусловно, до этого бы сработали войска ПВО, охраняющие президентскую резиденцию. Я, кстати, вполне допускаю, что взрыв на автобусной остановке накануне и падения самолетов напрямую связаны между собой. Террористы таким образом хотели оттянуть силы и средства спецслужб на второстепенную акцию, направив свой основной удар на самолеты. Вспомните взрыв возле «Макдоналдса» прямо перед захватом «Норд-Оста», тогда его тоже сначала посчитали хулиганским».



В России объявлено тотальное усиление

Вчера расследование взрыва на автобусной остановке на Каширском шоссе во вторник вечером было передано из прокуратуры Южного округа столицы в Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД Москвы. Столичные милиционеры квалифицируют взрыв как хулиганство и пока очень осторожно относятся к возможной связи с катастрофами двух пассажирских самолетов, которые произошли в тот же день.

«Мы сейчас не работаем над конкретной версией вчерашнего взрыва, а собираем информацию и ждем заключения различных экспертиз, – заявил вчера «НИ» начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Кирилл Мазурин. – Если в принципе не исключать версию теракта, то можно связывать взрыв на Каширском шоссе с тем, что произошло в небе. Пока же мы к этой версии не склоняемся и расследуем вчерашний взрыв в рамках уголовного дела, возбужденного по статье «хулиганство».

Вчера во всех силовых подразделениях в МВД и ФСБ РФ состоялись оперативные заседания, на которых было принято решение усилить меры безопасности на территории всех субъектов Федерации.

«Будут усилены меры безопасности объектов транспортного комплекса – аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных вокзалов, а также мест массового скопления людей, – заявил «НИ» исполняющий обязанности начальника Управления информации, региональных и общественных связей (УИРОС) МВД РФ Валерий Грибакин. – Объекты будут контролировать дополнительные патрули милиции, увеличено число кинологов с поисковыми собаками, особым образом организована работа оперативных и дежурных служб, а также милицейских бригад экстренного вызова».

Столичные транспортники также обещают обеспечить безопасность пассажиров. «С учетом ситуации мы предпринимаем адекватные меры безопасности, – заявил «НИ» официальный представитель Мосгортранса. – Пока у нас действуют стандартные меры: тщательный ежедневный осмотр всего подвижного состава производится перед выездом из парка и при возвращении транспорта в депо, причем вне зависимости от времени. Кроме того, после каждого рейса водители тщательно осматривают на конечных остановках салоны».



АВГУСТ В ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

19 августа 1991 года в СССР состоялась попытка военного переворота.

27 августа 1992 года под Иваново разбился пассажирский Ту-134. Погибли 76 пассажиров и 7 членов экипажа.

5 августа 1994 года неподалеку от Читы разбился самолет Ан-12 ВВС РФ. Погибли 47 человек.

17 августа 1994 года после неудачной попытки вооруженных формирований оппозиционного Джохару Дудаеву Временного совета Чечни овладеть Грозным фактически началась первая чеченская война.

6 августа 1996 года отряды Аслана Масхадова и Шамиля Басаева захватили Грозный и начали планомерное уничтожение дислоцированных там российских частей.

29 августа 1996 года при посадке в норвежском аэропорту «Лонгийр» на Шпицбергене разбился российский самолет Ту-154. 141 человек погиб.

17 августа 1998 года правительство Сергея Кириенко объявило об отказе платить по государственным краткосрочным облигациям (ГКО). Это привело к остановке деятельности большинства банков, резкому падению курса рубля и двукратному скачку цен.

2 августа 1999 года примерно 2–2,5 тыс. боевиков во главе с Хаттабом и Шамилем Басаевым напали на Дагестан. Бои продолжались до середины октября 1999 года и по сути стали началом второй чеченской кампании.

31 августа 1999 года в московском торговом комплексе «Охотный Ряд» произошел взрыв бомбы. Погиб один человек, 34 получили ранения.

12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море затонул крупнейший атомный подводный ракетоносец «Курск». Погиб весь экипаж АПЛ – 118 человек.

27 августа 2000 года произошел небывалый по силе пожар на Останкинской башне в Москве. Погибли три человека.

19 августа 2001 года прогремел взрыв на вещевом рынке в Астрахани. Погибли 7 и ранены более 50 человек.

8 августа 2002 года сильнейший ливневый циклон обрушился на Новороссийск. В городе и его окрестностях погибли 46 человек.

20 августа 2003 года в 150 км к югу от Петропавловска-Камчатского разбился вертолет Ми-8. Погибли 20 человек, в том числе губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.

30 августа 2003 года в водах Баренцева моря во время буксировки к месту утилизации затонула атомная подводная лодка К-159. Погибли девять человек.


НАИБОЛЕЕ ГРОМКИЕ ТЕРАКТЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАЛИНИЯХ

В июне 1954 года в Новосибирске произошел первый документально подтвержденный угон гражданского самолета в СССР. Угонщику было выдвинуто соответствующее обвинение, позже он был казнен.

15 октября 1970 года отец и сын Бразинскасы захватили самолет «Аэрофлота», совершавший рейс Батуми – Краснодар, и заставили экипаж посадить его в Турции. Преступники застрелили 24-летнюю стюардессу Надежду Курченко, отказавшуюся выполнить их требования, и ранили двух летчиков. В Турции бандиты были осуждены. Выйдя на свободу по амнистии, в 1976 году они перебрались в США, где пытались представить себя борцами за независимость Литвы.

В сентябре 1976 года был угнан в Иран самолет Ан-2. Преступник и самолет возвращены на родину.

В июле 1977 года был угнан в Хельсинки Ту-134. Преступники переданы СССР.

В декабре 1985 года Ан-24 был угнан в Китай. Преступника приговорили к восьми годам лишения свободы.

8 марта 1988 года семья артистов Овечкиных из Иркутска (мама, 8 сыновей, часть которых составляла ансамбль «Семь Симеонов», и 3 дочери) захватила самолет, следовавший рейсом Иркутск – Ленинград, и потребовала направить его в Лондон. Экипаж согласился, сказав, что требуется дозаправка топлива, поэтому они будут вынуждены приземлиться в Финляндии. Однако самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» под Ленинградом. В результате захвата самолета спецназовцами погибли 9 человек (пять представителей семьи Овечкиных, 3 пассажира и бортпроводница), 19 человек получили ранения.

В декабре 1988 года 5 террористов, захватив учеников 4-го класса из Орджоникидзе и их учительницу, вынудили правительство предоставить им самолет Ил-76Т для вылета в Израиль. Преступники были возвращены в СССР.

5 июня 1990 года Ту-154, следовавший рейсом Ленинград – Львов, приземлился в Швеции, террорист приговорен к 4 годам тюремного заключения.

7 июня 1990 года Ту-154, следовавший рейсом Грозный – Москва, приземлился в Турции, террорист был застрелен.

9 ноября 1991 года Ту-154, рейс Минеральные Воды – Екатеринбург, был угнан в Турцию. Самолет был дозаправлен и возвращен в Грозный.

В июле 1995 года Ил-62, следовавший рейсом Якутск – Москва, был захвачен вооруженным преступником. Самолет был посажен в Норильске, террорист обезврежен.

10 декабря 1997 года был захвачен Ил-62, следовавший рейсом Магадан – Москва. Террорист, требовавший вылета в Швейцарию, был обезврежен в Москве.

13 ноября 2000 года Ту-154, рейс Махачкала – Москва, был угнан в Израиль. Террорист был возвращен в Россию.

15 марта 2001 года самолет российской авиакомпании «Внуковские авиалинии», выполнявший рейс Стамбул – Москва (рейс 2806), был захвачен при взлете. Террористы потребовали взять курс на Саудовскую Аравию. Они заявили, что их цель – добиться прекращения войны в Чечне. 16 марта самолет был взят штурмом саудовскими спецслужбами. При штурме один из террористов и стюардесса Юлия Фомина погибли.


КРУПНЕЙШИЕ КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТОВ ТУ-154

С 1980 года в катастрофах самолета Ту-154 погибли 2006 человек. За последние 20 лет самолеты Ту-154 попадали в авиакатастрофы 19 раз. Всего с 1986 года в России и СНГ произошло более 70 чрезвычайных происшествий с самолетами Ту-154 различных модификаций.

7 июля 1980 года сразу после взлета из аэропорта Алма-Аты упал на землю Ту-154. Погибли 163 человека.

15 октября 1984 года на взлетно-посадочной полосе аэропорта Омска Ту-154 столкнулся с топливозаправщиком. Сгорели 150 человек.

10 июля 1985 года после вылета из Ташкента Ту-154 сорвался в штопор и разбился вблизи Учкудука. Погибли 200 человек.

3 января 1994 года в Иркутске разбился самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск – Москва. Экипаж (девять человек) и 111 пассажиров погибли.

7 декабря 1995 года на Дальнем Востоке разбился самолет Ту-154. Погибли 96 человек.

3 июля 2001 года под Иркутском при заходе на посадку в 20 км от аэропорта разбился пассажирский самолет Ту-154М, выполнявший рейс Екатеринбург – Иркутск – Владивосток. Погибли 136 человек.

4 октября 2001 года. Пассажирский самолет Ту-154, выполнявший рейс Тель-Авив – Новосибирск, был сбит украинскими силами ПВО над Черным морем. 78 человек погибли.

2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись пассажирский самолет Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing-747. Погиб 71 человек.


КРУПНЕЙШИЕ КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТОВ ТУ-134

В августе 1979 года на высоте 8,5 тыс. метров на скорости 800 км в час в районе Днепродзержинска столкнулись два ТУ-134, следовавшие рейсами Ташкент – Минск и Челябинск – Кишинев. Погибли 180 человек. Именно тогда погибла вся команда ташкентского футбольного клуба «Пахтакор».

30 августа 1983 года в районе Алма-Аты самолет ТУ-134 зацепился за гору. 90 человек погибли.

1 февраля 1985 года в аэропорту Минска разбился ТУ-134. В результате замерзания топлива заглохли оба двигателя самолета. Погибли 58 человек.

3 мая 1985 года пассажирский самолет ТУ-134 столкнулся в воздухе с военным самолетом Ан-26 в районе города Золочева Львовской области. Погибли 79 человек.

2 июля 1986 года в районе села Визинга в Республике Коми потерпел крушение самолет ТУ-134 рейса Воркута – Сыктывкар – Москва. Погибли 54 человека.

20 октября 1986 года в аэропорту Самары при посадке разбился ТУ-134. Погибли 70 человек.

27 февраля 1988 года в аэропорту Сургута разбился самолет ТУ-134. На борту находился 31 человек. Погибли 20.

13 января 1990 года недалеко от Свердловска потерпел крушение пассажирский самолет ТУ-134 внутренних авиалиний, на борту которого находился 71 человек, 27 из них погибли.

21 сентября 1993 года пассажирский самолет ТУ-134 был сбит ракетой над Сухуми (во время грузино-абхазского конфликта). 27 человек погибли.

В 1996 году во время совместного тренировочного полета в районе Шатуры Московской области столкнулись самолет Ту-134 со стратегическим бомбардировщиком Ту-22. Погибли 8 человек.


ХРОНИКА СОБЫТИЙ

1.30. Первые сообщения о крушении под Тулой самолета Ту-134, выполнявшего рейс Москва – Волгоград. Связь с экипажем пропала с 22.53. Спасатели МЧС России установили, что пассажирский лайнер упал близ поселка Бучалки Кимовского района. Сведений о судьбе 34 пассажиров и 8 членов экипажа не поступает. Ровно через минуту после исчезновения Ту-134 с экранов радара ростовского зонального центра пропал сигнал от Ту-154, вылетевшего из Москвы в Сочи.

8.13. Авиакомпания «Сибирь» официально сообщает о крушении пассажирского лайнера ТУ-154, выполнявшего рейс S7 1047 Москва – Сочи. По данным компании, все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. Представители авиакомпании заявляют о высоком профессионализме экипажа самолета и не подтверждают версию о возможной ошибке пилотов. Последнее техническое обслуживание самолет проходил две недели назад.

8.15. В Каменец-Шахтинском районе Ростовской области, в девяти километрах от населенного пункта Глубокий, обнаружено место падения Ту-154, выполнявшего рейс Москва – Сочи. Авиакомпания «Сибирь» окончательно подтверждает гибель всех пассажиров и членов экипажа.

8.28. Авиакомпания «Сибирь» объявляет, что за несколько минут до катастрофы Ту-154 с борта самолета поступил сигнал о захвате лайнера. Авиакомпания не исключает версию теракта. Об этом свидетельствует телеграмма, полученная Центром управления полетами авиакомпании из Главного центра Единой системы организации воздушного движения РФ сразу же после исчезновения самолетов с экранов радаров.

ТЕКСТ ТЕЛЕГРАММЫ: 24.08.04 В МОСКОВСКОМ ЗЦ (ЗОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ) И РОСТОВСКОМ ЗЦ ОДНОВРЕМЕННО ПРОПАЛИ ОТМЕТКИ ТУ-154 И ТУ-134. НА ОДНОМ СРАБОТАЛА СИГНАЛИЗАЦИЯ О ЗАХВАТЕ. ПРОШУ УСИЛИТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ В АЭРОПОРТАХ ВО ВРЕМЯ ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ И ПОСАДКИ ИХ В САМОЛЕТ.

По другим данным, перед катастрофой ТУ-154 подавал только сигнал SOS.

10.21. По факту крушения самолетов в Ростовской и Тульской областях Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовные дела по статье «нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Версия теракта проверяется специальной комиссией МЧС, ФСБ, МВД и Минобороны РФ. Найден бортовой самописец Ту-154. Комиссию по расследованию причин обеих авиакатастроф возглавил министра транспорта РФ Игорь Левитин.

11.00. Обнаружены два из четырех самописцев обоих разбившихся самолетов.

11.15. Появилась информация о том, что сотрудники ФСБ разыскивают шестерых молодых людей, которые зарегистрировались перед полетом, но не сели в самолет, отправляющийся в Сочи. Их сняли с рейса из-за того, что все они были пьяны. По другим сведениям, они просто опоздали на посадку.

11.23. МВД России объявляет о введении дополнительных мер безопасности в связи с авиакатастрофами в Тульской и Ростовской областях. Под особый контроль попадают места большого скопления людей, в том числе аэропорты и вокзалы.

12.10. В столичный аэропорт «Домодедово» начинают прибывать родственники погибших пассажиров обоих разбившихся самолетов. Персонал аэропорта направляет их в специально выделенный зал, где с ними работают терапевты и психологи. Авиакомпания «Сибирь» в свою очередь заявляет о готовности предоставить родным и близким погибших возможность посетить место крушения самолета Ту-154 в ближайшие дни. Все расходы по организации данной поездки авиакомпания обязуется взять на себя.

12.20. Эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев выступил с опровержением информации о причастности чеченских боевиков к гибели двух самолетов в России. По утверждению Закаева, ни Аслан Масхадов, ни подчиненные ему силы не имеют никакого отношения к катастрофе двух российских самолетов в Тульской и Ростовской областях.

12.30. Зарубежные лидеры выражают свои соболезнования в связи с человеческими жертвами в результате авиакатастроф в России. С обращением к президенту России и российскому народу выступили глава Украины Леонид Кучма и президент Молдавии Владимир Воронин.

12.40. Объявлено, что вопросы, связанные с работой сотрудников аэропорта «Домодедово» в период подготовки к вылету потерпевших крушение самолетов Москва – Сочи и Москва – Волгоград, будет решать специально созданная комиссия. В ее состав помимо специалистов спецслужб и силовых структур включены сотрудники авиакомпаний, аэропорта, Государственного авиационного комитета.

13.00. ФСБ России сообщает, что следствие пока не выявило признаков терактов на двух самолетах, потерпевших катастрофу. В качестве основной рассматривается версия нарушения правил эксплуатации воздушных судов гражданской авиации. ФСБ также не располагает сведениями о возможном захвате самолетов террористами.

13.30. Представители ВВС России отказываются сообщить «НИ», поднимались ли в воздух боевые самолеты в связи с сообщением о возможном угоне Ту-154, летящего в Сочи. В это время президент России Владимир Путин находился в своей сочинской резиденции Бочаров Ручей.

13.12. Член Совета Федерации от Чечни Муса Умаров отвергает версию теракта в расследовании катастрофы двух российских самолетов.

15.00. В рамках расследования причин крушения самолетов Ту-134 и Ту-154 в аэропорту «Домодедово» проведены проверки топливных резервуаров. По предварительным результатам, никаких нарушений в ходе проверки не выявлено.

15.40. Обнаружен третий бортовой самописец самолета ТУ-154. Все приборы находятся в удовлетворительном состоянии.

17.00. Источник «НИ» в войсках ВВС и ПВО сообщает, что военные самолеты после сообщения о захвате Ту-154 в воздух не поднимались. «Дача Владимира Путина находится в горном ущелье с отвесными стенами, и даже если террористам удалось бы захватить самолет, вряд ли бы они отыскали безошибочно в темноте строения дачи и смогли бы нанести точный удар», – сообщил источник.

17.25. Эксперты авиакомпании «Сибирь» склоняются к версии о взрыве в воздухе самолета ТУ-154. Об этом свидетельствует большой радиус разлета крупных фрагментов.

17. 32. Президент России Владимир Путин прибыл из Сочи, где он проводил отпуск, в Москву.

19.28. 26 августа объявлено в России днем траура.

20.23. Владимир Путин поручил правительству безотлагательно подготовить законодательные изменения с целью передачи функций безопасности и контроля, включая предполетный досмотр, от администрации аэропортов Министерству внутренних дел России.

"