Posted 25 июля 2013,, 20:00
Published 25 июля 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 04:53
Updated 8 марта, 04:53
Развитие велоинфраструктуры в последнее время наблюдается по всей стране. На днях открыли даже первую велодорожку в Архангельске, где велосезон совсем короток. Велодорожки сейчас строят в Уфе, Омске и Саратове. В Екатеринбурге за проект велодорожки собирают подписи. А в Петербурге активисты молодежного движения «Весна» на этой неделе за одну ночь самовольно начертили разметку для «пиратской» велодорожки на тротуаре Московского проспекта.
В Москве, согласно «Программе развития транспортной системы», к 2016 году планируется проложить 72,8 км велодорожек, обустроить 17 тыс. велопарковочных мест и довести долю активных велосипедистов до 1,2% жителей. Для сравнения – в Амстердаме велосипедами пользуются около 40% жителей, а в Хельсинки протяженность велодорожек превышает 1,3 тыс. км.
Пока же, по данным столичного департамента транспорта, «по Москве перемещается велосипедным транспортом менее 0,01% жителей», хотя средняя скорость езды на велосипеде не намного отстает от скорости движения автомобилей в час пик – 15–16 км/ч и 19–20 км/ч соответственно. Число велосипедов у москвичей также сопоставимо с числом автомобилей – более 3 млн. Однако, как сказано в «Программе развития транспортной системы», используются эти велосипеды почти исключительно для отдыха и развлечений.
В некоторых небольших городах велоинфраструктура развита гораздо лучше, чем в мегаполисах. «В Жуковском со времен СССР сохранились велодорожки, которыми и сейчас пользуются работники научных институтов. Перед входом в ЦАГИ построена крытая велопарковка на 40 мест, и она никогда не пустует», – рассказывает «НИ» житель подмосковного Жуковского Александр Каменев.
Вице-президент Федерации велоспорта Москвы Петр Дворянкин в беседе с «НИ» не удивляется, что пересадить москвичей с автомобилей и метро на велосипеды пока что не удалось: «Велопарковки и велодорожки делаются в основном там, где их проще сделать, а не где они нужнее. Но главная проблема в том, что в центре негде ездить на велосипеде, особенно в рабочие дни».
С 1 июня в Москве запустили первый в стране муниципальный велопрокат. Юрист Платон Дмитриев оказался единственным из двух десятков клиентов муниципального велопроката, опрошенных корреспондентом «НИ», кто признался, что использует велосипеды для деловых поездок, а не для развлечений: «Беру эти велосипеды обычно часа на два-три. Езжу в пределах Садового кольца. Это удобно, экономит время. Бывают поломки, но незначительные: то цепь слетит, то приходится поправлять седло».
Ездить на велосипедах по улицам с оживленным движением небезопасно. Как сообщили «НИ» в отделе пропаганды департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД, в России с начала года с участием велосипедистов произошло 2150 ДТП, в которых погибли 139 человек.
«По действующим Правилам дорожного движения, велосипедист лишен возможности ездить по тротуарам, и ему остается только рисковать жизнью в узком коридоре между потоком автомобилей и неровным рядом припаркованных машин», – поясняет Петр Дворянкин.
По статистике ГИБДД, чаще всего водители наезжают на велосипедистов, двигающихся в попутном направлении. Особенно часто виновниками подобных аварий становятся сотрудники правоохранительных органов. Только в этот понедельник автоинспектор в Подмосковье сбил насмерть 15-летнюю велосипедистку, а в Екатеринбурге сотрудник управления вневедомственной охраны совершил наезд на двух велосипедистов. За день до этого полицейский сбил ребенка-велосипедиста в Алтайском крае. Наездами на велосипедистов отметились начальник отдела ГИБДД Пермского края Сергей Макаренко и замначальника угрозыска Петербурга Константин Михнюк.
IT-специалист из Москвы Евгений Карякин ездит на велосипеде на работу с юго-запада Москвы на северо-запад. В беседе с «НИ» Евгений Карякин призывает велосипедистов двигаться предсказуемо и по возможности прямолинейно: «Я езжу в полной велоэкипировке – давно заметил, что это снижает уровень пренебрежения к тебе водителей. Всегда слежу за припаркованными машинами, в которых внезапно может открыться дверь. Если узнаю «бомбилу», понимаю, что он может резко прижаться к тротуару».
Случается, что виновниками аварий становятся сами велосипедисты. Наиболее часто к ДТП приводят такие нарушения, как езда по встречной полосе, проезд на красный свет и движение без световых приборов в темное время суток. Многие велосипедисты при движении разговаривают по телефону, слушают музыку в наушниках. Бывают случаи и наезда велосипедистов на пешеходов. Месяц назад в Ставрополе велосипедист задавил в парке двух женщин, одна из которых скончалась по дороге в больницу, а вторая была госпитализирована с сотрясением головного мозга.
Даже опытный велосипедист Карякин признался «НИ», что недавно попал в ДТП по собственной невнимательности: «В ста метрах от Красной площади въехал во внедорожник, перелетел через него. К счастью, почти не пострадал».
Многие ведосипедисты не знают, что в нетрезвом виде садиться за руль им также запрещено. Согласно вступающим в силу с сентября поправкам в КоАП, штраф за это увеличится с 200 рублей до 800, а в случае нарушения ПДД в нетрезвом виде штраф может достигать 1,5 тыс. рублей.
Но самый большой риск, с которым сталкивается велосипедист, – это опасность больше никогда не увидеть своего двухколесного друга, оставленного на велопарковке. Опрос, проведенный на сайте клуба «ВелоПитер», показал, что у 44% респондентов велосипед украли хотя бы один раз в жизни, а у 12% опрошенных велосипед крали два и более раз. По этой же статистике, похищенные велосипеды вернулись владельцам лишь в 1,1% случаев.
Более чем в 90% объявлений в базе украденных велосипедов stolenbike.net.ru в графе «обстоятельства кражи» содержатся фразы «перерезали трос в подъезде» или «перекусили замок на велопарковке». Встречаются и более изощренные способы кражи, такие как «перекусили три троса», «унесли вместе с решеткой от окна», «выломан из велобагажника с крыши автомобиля» или «изъят с высокого балкона 2-го этажа».
В Германии для велосипедистов строят скоростные дороги
Вы куда на велосипеде ездите?