Posted 25 июля 2005,, 20:00

Published 25 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Не те русские

Не те русские

25 июля 2005, 20:00
В Законе о гражданстве РФ есть фраза о том, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст.4 п.6). Тем, кто хоть немного потолкался в ночных очередях в паспортно-визовые столы, эти слова кажутся насмешкой.

С болью и недоумением смотрим мы кадры фильма «Гражданство» из серии «Специальный корреспондент» Аркадия Мамонтова. Миллионы русских, приехавших в Россию после распада СССР, влачат жалкое существование. Они не нужны своей исторической Родине. Вдумайтесь в эти цифры: из приехавших 11 миллионов россиян лишь 1 миллион 300 тысяч получили официальный статус. Остальные либо так и остались стоять в многолетней очереди, либо отказались от дальнейших попыток навсегда. Это же абсурд, что русский человек, возвращаясь в Россию, должен около восьми лет выпрашивать российское гражданство у любимой отчизны. Есть ли в мире другая такая страна?

Мы бьем тревогу по поводу того, что количество русских каждый год уменьшается на один миллион, что страна испытывает жестокий кадровый голод, но отказываем в праве на работу высококлассным специалистам с высшим образованием – учителям, врачам, инженерам, приехавшим из стран СНГ. Мы разрабатываем программы повышения рождаемости и охраны материнства и детства и лишаем будущего сотни тысяч детей русских мигрантов. Что может быть страшнее и несправедливее ситуации, когда в семье русских мигрантов вырастает ребенок, заканчивает тут же, в России, школу и становится хуже бомжа, потому что у бомжа есть паспорт, а ребенку его не выдают. А без паспорта любое среднее и высшее образование для него закрыто, устройство на работу тоже. Безысходная, тупиковая ситуация с ранних лет. Правда, отсутствие паспорта не мешает Родине призвать новобранца в армию, и не только по контракту. Но немногие, отслужив в ее рядах, в том числе и в «горячих точках», получают заветное гражданство, на которое рассчитывают. Разве это не верх цинизма?

Если этот ребенок – девушка, то она никогда не сможет выйти замуж, брак не будет зарегистрирован – ведь у девушки нет паспорта. Если у нее родится ребенок, то он с рождения попадет в замкнутый круг. Ведь, несмотря на то что в России действует право почвы и ЗАГС обязан каждому новорожденному выдавать свидетельство о рождении по справке из роддома, всем матерям-иммигранткам легко отказывают опять же из-за отсутствия паспорта, лишая ребенка и медицинского полиса, и пособия. Если даже эти дети, родившиеся в России и имеющие все законные права на получение гражданства, выбивают его через суды по три года, то что уж говорить о тех, кто согласно новому закону о гражданстве поставлен в один ряд с приезжими из Анголы, Афганистана, Китая?

Общественные настроения, которые порождает ситуация вокруг русских мигрантов, тоже здоровыми не назовешь. Русские не помогают русским, более того, русские стараются выжить русских, боятся, что приезжие отнимут у них работу, перетянут на себя часть социальных выплат. Самое страшное, что «правильные» русские начинают относиться к русским-мигрантам как к бесправным рабам и не видят ничего зазорного в таком обращении с ними и использовании их низкооплачиваемого труда. Национальная психология стремительно возвращается к временам крепостного права.

И все дело в том, что Родина требует от тех, кто к ней обращается за государственной защитой, определенного имущественного статуса. Иначе как объяснить то, что в новом законе о гражданстве от человека требуется подтвердить факт регистрации, прописки на определенной площади? Но ведь именно собственного жилья у русских мигрантов зачастую и нет, они ютятся где придется, снимают где могут. Они в большинстве своем не самые богатые люди, и проданная квартира там не позволяет купить жилье здесь. Вот русский мэр русского городка возмущается: «Зачем они сюда понаехали, у них нет жилья» – и на этом основании лишает русских мигрантов медицинских полисов, пособий и пенсий. Но русские мигранты вернули в Россию свои знания, руки, образование, они не претендуют на то, чтобы им предоставляли здесь жилье, льготы, им нужен всего лишь юридический статус, чтобы нормально жить и работать, как остальные россияне. Но, как говорилось в одном известном романе, квартирный вопрос всех испортил. А ведь если не увязывать предоставление гражданства с квартирным вопросом и имущественным статусом, то можно легко найти выход. Можно регистрировать мигрантов по месту нахождения ОВИРа, т.е. там, где эти люди и так фактически регистрируются. Можно признать основой для регистрации другие документы, не обязательно прописку.

Нам сейчас нужно отойти от принципов, заложенных в законе о гражданстве, согласно которым для получения гражданства требуются жилье, прописка, денежные средства, определенный статус. Сам по себе закон о гражданстве в принципе неплох, но только для иностранных мигрантов. Для наших соотечественников должен действовать принцип – государство предоставляет минимум льгот, но и от русских иммигрантов не требуется ничего, кроме подтверждения национальности. Поэтому разумно не вносить дополнения и изменения в уже принятый закон о гражданстве, поскольку на это уйдут годы, а принять отдельный закон «О репатриации». Мне возразят, что у нас уже есть закон о соотечественниках («О государственной политике в отношении соотечественников в ближнем зарубежье»). К сожалению, наш закон о соотечественниках не может заменить закон о репатриации, как, например, соответствующий закон у венгров. У нас нет понятия «соотечественник» с выдачей соответствующего удостоверения, под это понятие попадает все взрослое население Советского Союза, зачастую даже не говорящее на русском языке, т.е. согласно закону мы обещаем обогреть всех желающих, а это неисполнимо. Сложилась парадоксальная ситуация, когда у нас есть закон о гражданстве, согласно которому русские приравнены к прочим иностранцам, и закон о соотечественниках, который всех граждан СНГ приравнивает к россиянам. Ни то, ни другое не работает на создание приемлемой схемы упрощенного гражданства. Нужен отдельный закон о репатриации, где внятно было бы прописано положение с предоставлением гражданства соотечественникам.

Под репатриацией понимается упрощенный способ приобретения российского гражданства соотечественниками, ранее покинувшими Россию. При этом подразумевается, что получение упрощенного гражданства предполагает минимальное содействие государства в обустройстве репатриантов. Процедура присвоения статуса репатрианта связана с документальным подтверждением русской либо иной коренной для России национальности или российского происхождения лица, хотя бы одного из его предков до третьего колена. Это означает, что достаточно свидетельства о рождении. В юридической формулировке: репатриации подлежит лицо, подтвердившее русскую или коренную для России национальность, а также российское происхождение, если само это лицо или хотя бы один из его предков до третьего колена (прабабушка, прадедушка) проживали на территории Российской Федерации, СССР или Российской империи, а также лицо, чьи предки либо он сам были репрессированы и высланы за пределы России, или которых принудили к эмиграции по политическим мотивам, или которые были направлены по призыву партии и по распределению. А говоря простым языком, можно считать соотечественниками, имеющими право на репатриацию, тех выходцев из Российской империи, Советского Союза и их потомков, которые принадлежат к народам, не обретшим нигде, кроме как в России, своего национально-государственного самоопределения.

Мы можем обратиться к международному опыту. В мировой истории существует практика, когда страна объявляет своими гражданами всех соотечественников, живущих не в ее пределах. Делается это по так называемому праву крови. Так поступили Израиль, Венгрия, ряд европейских стран. Они объявили своими гражданами всех соотечественников, живущих не в пределах страны, и в фиксированный срок обеспечили их документами, указывающими гражданство на основании заявления и свидетельства о рождении.

К сожалению, пока принятие закона о репатриации находится на стадии обсуждения самых первых концепций. Один из вариантов был подготовлен «Форумом переселенческих организаций». Фракция «Родина» заявила о начале разработки такого проекта, правда, партийные разногласия этому помешали. Мое мнение – проект закона надо готовить и выносить на обсуждение Думы незамедлительно, не задерживать его в коридорах власти и при согласованиях.

Возможно, что скорейшее проведение иммиграционной амнистии для всех соотечественников способно поправить дело быстрее, чем принятие закона о репатриации. Тогда нужно работать в этом направлении. Термин «иммиграционная амнистия» давно утвердился в международной практике. Обычно амнистии проводятся в тех странах, где скопилось большое количество нелегальных мигрантов и государство осознает, что традиционными методами справиться с этой массой невозможно. Нельзя, например, всех депортировать. Слишком накладно это было бы для государственной казны.

Как правило, иммиграционные амнистии проводятся перед тем, как внести изменения в действующие законы. Амнистия включает определенные условия – будущие граждане должны владеть русским языком, иметь работу, встать на налоговый учет, не быть отмеченными органами правопорядка в совершении преступлений. Амнистии мигрантов в разное время использовали страны с самым жестким миграционным режимом с целью снизить масштабы нелегальных мигрантов, пребывающих в стране и в целом полезных для экономики. Амнистии нелегальных мигрантов проводились в таких странах, как США (1987 г.), Австралия (1980 г.), Венесуэла (1980 г.), Греция (1998 г.), Италия (1998 г.), Франция (1981 г.), Испания (1991 г.).

Иммиграционная амнистия, на наш взгляд, должна осуществляться в несколько этапов. В первую очередь она должна распространяться на наших соотечественников, проживающих на территории РФ длительное время (не менее трех лет), не совершивших никаких правонарушений, но оказавшихся в положении «нелегалов». Во вторую очередь после отработки различных процедур легализации приступить к обсуждению вопроса о целесообразности и условиях проведения всеобщей иммиграционной амнистии для иностранных граждан, проживающих в России нелегально. Конечной целью иммиграционной амнистии для наших соотечественников является упрощение порядка получения разрешительных документов на проживание, пребывание в РФ, а также гражданства РФ. Для остальных категорий граждан – только упрощение порядка получения разрешительных документов на пребывание в РФ.

Сейчас каждая русская семья мигрантов оставлена выживать в адских условиях, один на один сражаться с бюрократическими препонами, с бедностью, с недоброжелательностью своих же русских соседей. Никому точно не известно, сколько всего россиян без гражданства в России, и в какой стадии мытарств с получением гражданства они находятся, и борются ли еще за свой гражданский статус. Эти люди за нас в ближнем зарубежье вынуждены были нести тяжесть имперской вины, и мы в долгу перед ними. Предоставив им право на упрощенное получение гражданства, мы дадим им шанс на новую жизнь на Родине. Достойную жизнь, без ежедневных унижений и оскорблений.

"