Posted 26 июня 2017,, 16:44

Published 26 июня 2017,, 16:44

Modified 8 марта, 02:01

Updated 8 марта, 02:01

Аргумент бульдозера. Иркутскую "Плотину" сносят по московским рецептам

Аргумент бульдозера. Иркутскую "Плотину" сносят по московским рецептам

26 июня 2017, 16:44
Люди, спасая имущество, буквально лезли под колеса и гусеницы, плакали, глотали валидол, но особого внимания на них никто не обращал... Так описывают очевидцы снос крупнейшего в Иркутске гаражного кооператива, землю которого решила захватить строительная компания.

Опыт столицы России по сносу всего, что мэрия посчитает нужным, как и ожидалось, переходит в регионы.

С 5 по 9 июня была снесена часть гаражей кооператива «Плотина», находящегося вблизи соответствующего гидротехнического сооружения в Иркутске. Этот процесс в большинстве официальных источников представлен как абсолютно правое дело ликвидации нелегальных построек, проведенный с соблюдением закона. Но если приглядеться к документам, оставшимся в руках бесправных простых граждан, то свершившийся акт больше напоминает грабеж, сопряженный с мародерством, сообщает издание Байквести.ру.

Право законное!

Гаражный кооператив «Плотина» был создан 30 августа 2002 года и зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за номером 1023801535944. Государство, таким образом, согласилось с целью существования в конкретных координатах означенного объединения — а этой законной целью является «удовлетворение потребностей граждан в эксплуатации, ремонте и хранении автотранспортных средств». К слову, удовлетворялись здесь эти потребности десятками местных жителей еще с 90-х, просто в 2002 году деятельность кооператива обрела соответствующие закону формы. Владельцы гаражей сделали бы это и раньше, но предприятие, которое строило весь гаражный комплекс, обанкротилось, немного не доведя дело до конца (некоторые завершали свои гаражи сами), что несколько затруднило процесс.

Тем не менее, впервые договор аренды соответствующего земельного участка площадью почти в 7,8 тыс. квадратных метров был заключен еще 4 октября 1995 года, то есть фактически его эксплуатация осуществляется больше 20 лет (такой срок вообще-то обычно почти автоматически переводит пользователей в разряд полноправных владельцев). Все это время исправно вносились платежи за пользование землей.

Давней задачей, стоявшей перед «Плотиной», было оформление прав на участок. Как добросовестный пользователь кооператив имел на это все основания! Закон прямо говорит, что для обеспечения интересов граждан как обладателей объектов капитального строительства, к каким и относятся разрушенные и пока еще уцелевшие гаражи, а также с учетом сложившейся (в данном случае уже более 20 лет!) планировки территории и ее фактического использования, эта земля подлежит регистрации исключительно с дальнейшей целью той же самой эксплуатации.

Смена полномочий

Подчеркнем: эта территория относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена на собственность федерации, области и муниципалитета. Такие земли сейчас находятся в ведении области, хотя ранее эти полномочия были у муниципального комитета по управлению имуществом. Кооператив долгие годы пытался официально оформить право аренды на землю, но ему чинили препятствия. Многие обладатели членских книжек за это время зарегистрировали право собственности на свои гаражные боксы через суд, причем за эти гаражи, поставленные на кадастровый учет, платились налоги.

Сложилась парадоксальная ситуация: в единой гаражной линии, которая числится как единый объект, часть боксов могла быть с правом собственности, еще часть — пока нет. Явно искусственно задерживаемый процесс оформления аренды не давал всем без исключения членам кооператива стать полноправными собственниками без нервотрепки. При этом кооператив лицемерно призывали ускорить процесс регистрации прав аренды — выведенные из терпения люди писали на актах «Вы же нам сами не даете этого сделать!». Таким образом, ценная территория в правовом смысле «стояла под парами»…

Правление кооператива в апреле 2016 года в очередной раз обратилось в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутска за своим, еще раз подчеркнем, законным правом узаконить землю под гаражами. Там членов «Плотины» переадресовали в министерство имущественных отношений Иркутской области на основании того уже отмеченного факта, что не разграниченной на государственную, областную и муниципальную землей теперь занимается региональное правительство.

«Гараж» по-иркутски

14 марта 2017 года председатель кооператива Владимир Куликов подал заявление в министерство имущественных отношений региона с просьбой предварительно согласовать предоставление земельного участка на кадастровом плане территории по адресу Иркутск, ул. Байкальская, 248г.

А в апреле из комитета по управлению муниципальным имуществом города пришло датированное мартом письмо, в котором «Плотину» обязали в срок до 5 мая снести часть гаражей на основании… их якобы незаконной постройки. В повторном письме из той же инстанции все контраргументы кооператива просто отметались, просто потому что они «не могут быть приняты». На дверях боксов появились объявления, что ООО СК «ВостСибСтрой» приобрело примыкающее к части гаражей большое здание, использовавшееся как склад (изначально его строили для печи по обжигу продукции кирпичного завода). В закрепленных кусочками скотча воззваниях сообщалось, что при запланированном сносе этого здания могут пострадать и примыкающие гаражи. Никаких официальных бумаг от предприятия при этом члены кооператива не получали…

Представители правления кооператива при этом ходили в офис застройщика, просили действовать при сносе склада аккуратно и платить при необходимости, если все-таки что-то будет повреждено, достойные компенсации владельцам боксов… Наивные.

Виноваты в том, что хочется «ВостСибСтрою» кушать

«ВостСибСтрой», правда, вместо сноса склада приступил сразу к разрушению нескольких гаражей, которые он выкупил у членов кооператива путем долгих уговоров, более похожих на прямое давление. Процедуру «покупки», понятно, провернули в обход правления кооператива. Стирая с лица земли эти первые единичные жертвы, «хозяева жизни» повредили и один из боксов, права на которые были полностью оформлены. А дальше в считанные дни тяжелая техника, преимущественно без регистрационных номеров, привлеченная застройщиком, а не КУМИ, снесла все расположенные с разных сторон склада гаражи, не разбираясь в правах. Торопились так, что крушили ковшом экскаватора в труху строения, не разбирая их на элементы конструкции (ведь их вполне можно было по-человечески разобрать и перевезти). Было даже странно наблюдать, как быстро можно уничтожить такие прочные постройки, выполненные в железобетоне и кирпиче!

Люди, спасая имущество, буквально лезли под колеса и гусеницы, плакали, глотали валидол, но особого внимания на них никто не обращал. Участковый равнодушно наблюдал за процессом со стороны и в дело не вмешивался, про обеспечение положенных в таких случаях мер безопасности, включая отсутствие вблизи работающей техники живых людей, понятно, речь вообще не шла. Ворота с боксов (а установка их обошлась каждому члену «Плотины» в сумму около 30 тыс. рублей в нынешних ценах) просто срезали автогеном и увозили в неизвестном направлении. Машины, какие случились в боксах, отгоняли на пустырь, передавая заботам какого-то охранника. Не составлялось никаких описей на разнообразное имущество, хранимое людьми в своих гаражах, и теперь люди его разыскивают.

Кто-то пытался обращаться в полицию — без толку. Кто-то и вообще явился уже к руинам, поскольку никого же адресно о сносе не предупреждали. Смирившись, некоторые начали покорно брать «компенсации» за гаражи в 100—200 тысяч рублей, которые никак не оформлялись официально — это при стоимости каждого от 700 тыс. до 1,2 млн рублей! А что делать? Зная российские реалии, люди уверены в своем бесправии.

Заметим, такие дела вершатся, если все-таки вспомнить пока существующие законы, только на основании решения суда, силами судебных приставов, с предупреждениями, в определенные сроки! А в суде, напротив, сейчас рассматривается дело об оформлении прав «Плотины» на землю (кооператив подал иск после долгих лет хождений по кругу). И до исхода этого процесса менять существующее положение вещей, а тем более сносить расположенные на земле объекты собственности никто не имеет полномочий!

Отдельная тема — уничтожение и повреждение собственности самого кооператива как юридического лица. Ведь территория была огорожена, приобретены объекты инфраструктуры, без официальной регистрации которых «Иркутскэнерго» и электричество не смогло бы «Плотине» продавать… Здесь ущерб тоже еще не определен.

Именем энергетиков

В качестве одного из аргументов сноса часто звучит довод, что приносимая в жертву «ВостСибСтрою» собственность расположена в зоне ЛЭП, и потому объекты там незаконны. Это некорректная информация. Есть документ МЧС, где черным по белому сказано, что «расстояния от гаражей до граничащих с ними объектов защиты определены в соответствии с действующим законодательством». «Иркутскэнерго», собственник инфраструктуры, никогда не высказывало «Плотине» никаких претензий по означенному поводу. В документе от 2003 года, где «Южные электрические сети» перечисляют условия для обеспечения электроснабжения «Плотины», стоит виза за подписью главного инженера: «Технические условия выполнены». Да, это санитарно-защитная зона, но на момент постройки боксов их можно было здесь располагать, что везде и делали весьма активно. Такие объекты в территориях с подобным статусом не возводят с недавних пор, обратной силы данное правило не имеет, распространяясь только на дальнейшее строительство — иначе пришлось бы сносить очень много различных нежилых построек по всей стране.

Готовя ранее документы в суд на регистрацию земли, кооператив потратился и заказал экспертизу в более чем десятке всевозможных контролирующих органов, и НИКАКИХ нарушений в расположении и деятельности гаражного кооператива найдено не было — ни пожарных, ни санитарных, ни каких-либо еще!

Что касается близости линии электропередач, то в заключении экспертной организации ООО «Иркутский промстройпроект» от 2008 года (в это время все гаражи уже были давно построены) прямо сказано, что в принятых в России Правилах устройства электроустановок пунктом 2.5.114 допускается прохождение высоковольтных линий даже непосредственно НАД зданиями и сооружениями, выполненными из негорючих материалов (боксы железобетонные и кирпичные). В данном случае линия протянута на расстоянии по горизонтали в 3,5—4 метра от ближайших гаражей, и претензий здесь не может быть в принципе…

Повезло владельцам гаражей, которые находятся поодаль от склада — эти объекты, которых целятся снести из-за все той же санитарно-защитной зоны, уцелели благодаря все-таки установленным судом, хоть и поздно, обеспечительным мерам… Такие меры принимаются всегда. Попробуйте, к примеру, продать машину или квартиру, по поводу которой идет судебный спор!

Когда рухнет «Плотина»?

А правда, видимо, в том, что чрезвычайно выгодно расположенная земля на берегу Ангары нужна застройщику. Планы совершенно конкретные: построить здесь очередной торговый центр, «Леруа Мерлен», на месте бывшего кирпичного завода. Для необходимой под парковку территории и равняют с землей несчастную «Плотину». И здесь, видимо, никаких проблем с ЛЭП или еще какими-то правилами и нормами не предвидится. В самом деле — кто они такие, горстка простых жителей, перед лицом крупного капитала? Да хоть кипу экспертиз принеси… Люди потратили 15 лет жизни, чтобы зарегистрировать свое прямое право на собственность — а у них пришли и в несколько часов все отняли. Среди владельцев гаражей — много пенсионеров, а также ветераны войны Александр Самуилович Черепанов и Иосиф Егорович Копылов, один из них после описанных событий находится в больнице с сердечным приступом.

Спросим, кстати, а как была оформлена земля под купленным «ВостСибСтроем» складом, который, как говорят, ранее был в государственной собственности, а потом перекочевал в частные руки? Вопрос отдельный…

Еще одна монструозная торговая точка — при остром дефиците поликлиник, школ и иных соцобъектов в «муравейной» застройке! Чтобы сдать кровь в медсанчасти №2, порой надо стоять не один час! Не говоря уж о том, что мест для парковки машин мало, люди бросают их во дворах, где тут же гуляют дети, рождается ответная волна, когда машины жгут — а истинные виновники такой ситуации в стороне. Есть в районе Лисихи еще один гаражный кооператив, но он стоит в болотистой местности. Еще и «ливневка» сплошной застройкой почти уничтожена — в итоге техника ржавеет. Но москвичам, желающим водрузить в Иркутске еще одно место извлечения денег из населения, до того все равно!

…На сегодня на территории «Плотины» уже уничтожено около 70 боксов из 147. Начальник юридического отдела ООО СК «ВостСибСтрой» Елена Пешкова общается с непокорными угрожающими СМС — мол, «в последний раз договариваюсь мирным путем». Люди не верят в справедливость. Гаражи тех, кто не выдерживает психологической атаки и берет копеечные по сравнению с реальной ценой гаражей компенсации (а то и их не увидишь!), формально продавая собственность, тут же стирают с лица земли, не выходя на руководство «Плотины». Зацепляют, как правило, и соседние строения, ведь объекты построены едиными блоками, и состояние поврежденных приближается к аварийному… Когда под этим напором окончательно рухнет «Плотина»? Многое зависит от решения суда…

Дорогие читатели: вдумайтесь, читая бодрые отчеты о сносе якобы «самостроя», а защищен ли от произвола кто-то из не обладающих крупными счетами в банках? Это ведь, уж извините за термин, беспредел, иного слова не подобрать! На все ли есть у вас такая бумага-броня, чтобы не бояться будущего, когда могут прийти завоеватели? И тогда — спасайте женщин и детей…

"