Рус
Eng
За ними глаз да глаз!

За ними глаз да глаз!

26 июня 2015, 00:00
Общество
ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ
К 2020 году люди не должны погибать в авариях. Такую цель ставит перед собой правительство Швеции. Помимо развития дорожной инфраструктуры и увеличения пассивной безопасности транспортных средств, огромное значение теперь будет иметь совершенствование автомобильной электроники и всевозможных помощников водителей. Элект

Первоначальной целью программы в Швеции ставилась снижение смертности на дорогах страны до уровня 440 человек в год. Но этот показатель был достигнут еще в 2010 году. Сейчас он снизился еще вдвое. Для сравнения: нынешние показатели смертности в ДТП в России – около 18 смертей в год на 100 тыс. чел. В Швеции этот показатель приближается к трем несчастным на 100 тысяч населения. Причем в 95% аварий виноваты сами водители, то есть играет роль пресловутый человеческий фактор.

За решение задачи снижения гибели на дорогах взялись крупные автомобильные компании, и не только шведские. Volvo запустило концепцию Vision Zero, а другой крупный производитель Jaguar Land Rover взялся за реализацию проекта под названием «Шестое чувство» (Sixth Sense).

По словам директора Центра безопасности Volvo Cars в Гётеборге Сесилии Ларссон, концепция Vision Zero предполагает недопущение дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом за счет предотвращения столкновений и возможности автоматизированного ухода от удара. Машины должны научиться в критический момент брать управление на себя. К примеру, при пересечении перекрестка, если человек растеряется и не заметит лихача, электроника Volvo учится вовремя тормозить. Но как предугадать, что человек потеряет бдительность?



С этой целью в Jaguar Land Rover стали изучать психофизическое состояние человека. Директор по исследованиям и технологиям этой британской компании Вольфганг Эппле рассказывает: «Мы считаем, что некоторые технологии, используемые сегодня в аэрокосмической промышленности и медицине, помогут повысить контроль над водителем».

Человеческий мозг непрерывно генерирует импульсы различной частоты. Непрерывный мониторинг доминирующего типа импульса бортовым компьютером позволяет оценить уровень концентрации, рассеянности или сонливости. Сделать это можно с помощью датчиков на голове или на органах управления, как это уже используется астронавтами NASA или пилотами военной авиации. Для усиления и фильтрации сигнала используется специальное программное обеспечение, очищающее данные об активности мозга от «фонового шума». На данный момент Jaguar Land Rover составляет библиотеку реакций и импульсов мозга.

«Если компьютер зафиксирует недостаточную активность мозга, свидетельствующую о рассеянности или потере внимания, руль или педали в машине начинают вибрировать, – продолжает Вольфганг Эппле. – Если действия технологии Mind Sense остаются без отклика, то сигналы повторяются с помощью звуковых раздражителей». Ну а дальше система имеет право вмешиваться в управление автомобилем.

Тактильные ощущения – это новый способ донесения информации, не перегружающий визуальные и звуковые каналы мозга. Привод, генерирующий вибрации в педалях, расположен у основания узла. Одновременно система использует моментный электродвигатель для создания сопротивления на акселераторе для информирования водителя о нарушении скоростного режима.

Тем самым, автомобиль будет способен не только контролировать состояние человека, но и диагностировать некоторые физические расстройства. В этом случае технология Mind Sense приобретает и медицинские функции, позволяющие человеку вовремя обратиться за помощью.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter