Posted 26 мая 2014,, 15:35

Published 26 мая 2014,, 15:35

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

Бой за бор: поселок Барвиха скоро останется без древнего соснового бора

Бой за бор: поселок Барвиха скоро останется без древнего соснового бора

26 мая 2014, 15:35
В то время как правительство Подмосковья уделяет большое внимание проекту обустройства зон отдыха жителей региона, получившему название «Парки Подмосковья», жители поселка Барвиха рискуют остаться не только без парка, но и вообще без прогулочной зоны. Старинный бор, куда сейчас приходит отдыхать весь поселок, уже не пр

Поселок Барвиха с населением около 5 тысяч человек (не путать с элитными Барвиха-2, Барвиха Club и Барвиха Village) состоит только из многоквартирных домов, и потому особенно ценит зеленую зону на его территории – сосновый бор возле речки Саминки и рукотворного озера. Собственно, и название «Барвиха» пошло от слова «бор»: поначалу поселение звалось Оборихой, потом Борихой. Несколько гектаров красивейшего леса, рвы и холмы, дорожки и тропинки, река – приток первого порядка Москвы-реки – все это богатство всегда было в распоряжении коренного населения Барвихи. В 60-ые годы местные жители на собственные средства выкопали на реке большой пруд и соорудили плотину. В водоеме до сих пор водятся карп, карась и щука, а по некоторым слухам даже раки. А неподалеку от озера находится памятник археологии – Барвихинское городище, поселение «железного века» (3-я четверть 1-го тысячелетия н.э.), от которого сохранились два кургана.



Каково же было удивление селян, когда в 2012 году в бор приехали строители, поставили свой вагончик и огородили его забором. Причем за оградой оказались даже два многоквартирных дома с коммуналками и отдельными квартирами. Тут-то люди и узнали, что вся эта территория, включая участки под домами, частная.

«Лес поселка Барвиха официально таковым никогда не был – на учете в Лесхозе не состоял, рассказывает «НИ» местная жительница и активистка общественного движения «За Бор!» Марина Косякина. - Раньше земля была федеральной и находилась в управлении санатория [Клинический санатории «Барвиха» Управления делами президента РФ]. Потом в результате цепочки аренда – аренда с правом продажи – продажа бор оказался в частных руках. Жители об этом даже не подозревали. О стройке узнали только осенью 2012 года, когда появился забор. Нам до сих пор не удалось добраться до первичного дела по этому участку».



Активистка уточняет, что лесной массив возле поселка составляет около 37 гектаров, и весь уже распродан. Местным жителям оставили только зеркало пруда и курганы. Барвихинцы пытаются отстоять ближайший к поселку участок примерно в 7 га, который они привыкли считать своим и который теперь принадлежит ЗАО «ПремиумСтрой». «Бьемся за 7 гектаров, потому что именно на них 1,5 года назад началось движение – был установлен забор по границе участка. Этот застройщик проявился первым. Остальные проявятся, я думаю, сразу же, как только здесь начнется стройка», - отмечает Косякина.



«Собственник земли собирается построить здесь многоквартирные дома. Это колоссальная нагрузка на наш поселок. Планируется возвести то ли 7 десятиэтажных, то ли 10 семиэтажных домов», - продолжает коренная жительница Барвихи. Что именно построят на месте бора, «НИ» так и не смоли узнать у собственника – телефон фирмы весь день не отвечал. Однако на руках у защитников бора есть документы, согласно которым здесь появится «комплекс зданий и объектов спортивной, социальной и бытовой инфраструктуры». В качестве обременения фирме вменяется в обязанность возвести муниципальный детский сад и дом для жителей домов №№ 6 и 8, которые расположены непосредственно в лесу.



Это те самые дома, что оказались за забором. Застройщик поначалу хотел заручиться поддержкой жителей леса, пообещав им квартиры вместо коммуналок. Однако далеко не все захотели обменять бор на жилплощадь, тем более, что в этих домах есть и очень неплохие квартиры. Тогда непокорных поставили в известность, что компания ЗАО «ПремиумСтрой» является собственником земельных участков, на которых расположены шестой и восьмой дома. «Доводим до вашего сведения, что на принадлежащей нам территории запрещается: выброс мусора, парковка и стоянка автомобилей, ремонт любого вида транспорта, разведение открытого огня, распитие спиртных напитков, порча зеленых насаждений и вырубка деревьев, выгул собак, и других несогласованных с собственником действий», - говорилось в листовке, полученной местными жителями. Поначалу им действительно перегородили подъезд к домам. Сейчас, правда, машины у подъездов стоят, а от заграждений внутри парка остались только бетонные блоки. В парке мирно прогуливаются с собачками, возле пруда корреспондент «НИ» заметил костерок, а за уборкой мусора по-прежнему следят местные жители: недавно они снова по укоренившейся за последние годы привычке вышли всем миром на субботник – очищать свой лес.



Инициативная группа защитников бора писала письма во все ответственные инстанции и получала отписки, что лес в поселке – это на самом деле не лес, а частная территория под застройку. Спорить с этим селянам сложно, ведь это действительно так по принятому в 2008 году Генплану. «Иначе как антинародным его у нас не называют, потому что по нему должны застроить не только этот лес, но и наши огороды, которыми люди пользуются с 40-х годов, комплекс наших гаражей, - отмечает Косякина. - Люди были категорически против этого Генплана, но на нем это никак не отразилось, никаких поправок не было». Активистка отмечает, что даже депутаты трижды отклоняли документ, но он все равно был подписан главой сельского поселения Барвихинское Валерием Марковским.



А 25 марта 2014 года г-н Марковский подписал постановление о разработке проекта планировки земельного участка с бором, сославшись на положительное решение Градсовета Подмосковья от 24 января и 14 марта. Тогда люди решили выйти на митинг. Местные власти сначала запретили акцию, но затем все-таки согласовали ее. Мероприятие состоялось 17 мая и собрало около 200 человек, что совсем немало для огородной поры в маленьком поселке. Резолюцию в ближайшие дни передадут чиновникам и депутатам сельского поселения.



Константин Гавриков, директор московского филиала «НПО Сатурн» и коренной местный житель поселка, считает, что есть три способа спасти бор от застройки: «Этот вопрос можно решить без всяких судов, на местном уровне. Полномочия, которые даны депутатам по 131 закону о местном самоуправлении, очень велики. Уже сейчас депутаты могут в рамках своих полномочий отменить этот Генплан, принять новый, новые правила землепользования, где на этом месте будет парк. Будут суды – очень хорошо. У нас остатки бюджета с прошлого года – 600 млн. рублей. Их не смогли истратить, представляете?»



Второй, по его мнению, выход – использовать подмосковный закон об изъятии земель для государственных и муниципальных нужд. Также по закону подлежат изъятию земли, не использующиеся по назначению в течение 3 лет. Оба вполне применимы в данном конкретном случае.

«Есть еще надежда на выборы, - говорит Гавриков «НИ». - Есть все шансы их выиграть». Дело в том, что в 2009 году он сам был кандидатом на пост главы поселения и уступил Марковскому всего 20 голосов. В 2014 году Гавриков собирается баллотироваться снова. История борьбы за бор, в которой бывший кандидат принимает активное участие, а глава поселения принял сторону застройщика, вряд ли добавила последнему политические очки. Основное сражение в этот раз, скорее всего, развернется между назначенцем области Александром Ворожбитом, который появился в сельском поселении Барвихинское в должности первого зама главы за полгода до выборов, и местным жителем.



А пока жители Барвихи заявили своим властям: «Мы выступаем против застройки территории бора, действительно последнего кусочка леса в округе, являющегося по сути единственным парком и последним напоминанием о том, что мы живем за городом», - говорится в резолюции митинга. Барвихинцы требуют отмены принятого с нарушениями их прав Генплана поселка, проведения публичных слушаний по Генплану и внесения изменений в документ с учетом их интересов, решения вопроса выкупа или изъятия в муниципальную собственность земель на территории поселка, «в том числе неиспользуемых по целевому назначению более трех лет».



История с бором в Барвихе на сегодняшний день – типичная для Подмосковья. Жители больших и малых поселений вынуждены отстаивать буквально каждый зеленый островок, возле своих домов, так как в планах местных властей чаще всего бывают вовсе не создание парков и скверов, а строительство жилья и торговых центров.

Прокомментировать ситуацию с лесами Подмосковья «НИ» попросили эколога и защитницу Химкинского леса Евгению Чирикову. «Сейчас идет борьба практически за каждый зеленый участок в ближайшем Подмосковье. Обычно лес – это как бы ничья земля, находящаяся в федеральном ведении. Этот лес отдается застройщикам под каким-либо благовидным предлогом. Это очень опасная тенденция, потому что леса Московской области образуют защитное кольцо вокруг Москвы. И они не так сильно, может быть, важны для области, как для Москвы, потому что без них жить в мегаполисе будет невозможно. У нас нет океана, как у Нью-Йорка, который овевал бы нас свежими ветрами. Мы просто окажемся в каменном мешке. Согласно статистике, риск раковых заболеваний на 30% снижается у людей, которые живут рядом с зелеными зонами. Поэтому чиновники, которые уничтожают зеленые зоны, ставят на карту здоровье москвичей и жителей ближайшего Подмосковья».



Горячими точками области, где местные жители с тем или иным успехом отстаивают свои леса и парки, эколог называет Жуковский (Цаговский и Треугольный леса), Химкинский лес и парки Химок, Селятинский лес в Наро-Фоминском районе (его местным жителям удалось спасти от застройки), левитановскую Кучинскую рощу, поселок Зеленый в Ногинском районе, Солнечногорский район, по полям и лесам которого потянулась трасса Москва – Санкт-Петербург, многие другие.

Валерия Нодельман

"