Posted 25 мая 2009,, 20:00

Published 25 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

По ком звонит последний звонок

По ком звонит последний звонок

25 мая 2009, 20:00
По ком звонит последний звонок

Бывшая учительница из моей школы бомжует после того, как ее сын пропил квартиру, а деревенский дом, на который квартиру обменяли, сгорел. У знакомого учительница носила с собой в школу сумку с постельным бельем, чтобы его не продал сын-наркоман. Однажды он выдрал из стен провода и сдал как цветной металл. Дочь еще одной учительницы в девятом классе бросила школу и ушла из дома. Еще одна довоспитывала своего сына до того, что мальчика в 11 лет поставили на учет у психиатра. Еще у одной сын вступил в банду и сел за убийство.

Если учителя не могут управиться со своими детьми, как можно доверять им чужих? Ведь ребенок для учителя – это объект труда. Как компьютер для программиста, машина – для автослесаря, пациент – для психотерапевта. Вы можете представить программиста, который не может настроить себе компьютер? Тренера по боксу, который не в состоянии отбиться от хулигана? Кинолога, который не может выдрессировать свою собаку? Так почему же с детьми так можно? Тем более что дети считаются самым дорогим, что у нас есть. Почему же мы доверяем их кому попало?

В чем состоит задача школы? Считается, что подготовить школьника к поступлению в вуз. Не знаю, как будет с ЕГЭ, а до ЕГЭ почти ни одна школа с этой задачей не справлялась. Доказательство – индустрия подготовительных курсов и репетиторов. Вот куда уходят деньги, на отсутствие которых постоянно жалуются школьные педагоги. Хотя для многих из них и нынешняя зарплата – это много. В моей школе не знали свои предметы половина учителей. Окружающие говорили, что мне повезло: хотя бы другая половина свои предметы знает.

Но есть у школы еще одна задача. Я думаю, более важная, чем научить решать задачи по математике или расставлять запятые по русскому. Школа должна создавать среду, в которой хотелось бы учиться, познавать мир, проявлять свои лучшие качества. Психотерапевты давно пришли к выводу: одноклассники и одноклассницы редко влюбляются друг в друга, потому что где-то на стороне показать себя можно, а в школе – нет.

Чем отношение к ребенку должно отличаться от отношения к взрослому? Правильный ответ: ничем. У детей все так же серьезно, как у нас с вами! Многие ли учителя это признают? Многие ли учителя вообще об этом знают? Почему такое происходит? Наследие советского режима, когда психологию свели до опытов с собакой Павлова? Или бедность нынешнего, который гарантирует больше, чем может себе позволить? Поэтому в школу идут работать не столько по велению души, сколько по невозможности заработать в другом месте. Идут работать с детьми, которые – самое дорогое.

Сократ говорил, что ничего не знает, и добавлял, что другие не знают даже этого. И продолжают не знать даже тогда, когда это незнание ударит по их собственной семье! Вы думаете, хоть одна из тех учительниц, истории которых я привел, сменила профессию, сожгла диплом или ушла в монастырь? Разумеется, все продолжили работать, как и прежде. И пусть учителям положено раз в пять лет проходить переаттестацию, неспособность воспитать своего ребенка там не учитывается.

Автор – редактор отдела «Общество»

"