Posted 25 мая 2008,, 20:00

Published 25 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:17

Updated 8 марта, 08:17

«Истерикон» поняли и в Самаре

25 мая 2008, 20:00
«Истерикон» поняли и в Самаре

Известный немецкий театр из Штутгарта в театре «Самарская площадь» в рамках мероприятий, приуроченных к пятнадцатилетию сотрудничества между этим немецким городом и Самарой, поставил свой спектакль «Истерикон» по одноименной пьесе. Показ сопровождался несмолкаемым хохотом и бурными эмоциями, за которыми порой забывался крылатый философский вопрос, заданный Н.В. Гоголем в его знаменитом произведении «Ревизор»: «Над кем смеемся, господа? Над собой смеемся».

Спектакль по пьесе «Истерикон», поставленный немецкими артистами, своим острием направлен против общества потребления, метастазы которого в последние десятилетия поражают все большие пространства человеческой цивилизации, и, кажется, добрались и до России, приосанившегося от достатка Среднего Поволжья с его многочисленными миллионерами и новыми русскими.

Известно, что в Самаре – самое большое после Москвы количество миллионеров, людей с толстыми кошельками, быстро разбогатевших и порой не знающих, как лучше распорядиться своими финансовыми накоплениями. «Сходящих с ума от жирной жизни, не подкрепленной духовностью», как здесь говорят многие. Кроме них есть и немало людей среднего класса, еще вчера бедных и живших порою впроголодь, не видевших многого из того, что стало привычным для цивилизованного мира. Жажда приобретения, «хапка» у такого типа самарцев тоже присутствует. Впрочем, как и у самых бедных, мечтающих о том, чтобы у них всего было не только в достатке, но и через край… А это заставляет рядовых людей-потребителей порой бросаться из крайности в крайность, при возможности приобретать массу не нужных продуктов и вещей, ударяться в так называемый вещизм. И все доходит в их жизни до абсурда. Как и в спектакле немецкого театра из Штутгарта.

Правда, в реальной жизни таким людям бывает не до смеха, а вот в спектакле все настолько смешно и весело, что многие зрители, даже узнавая себя в образах героев, появлявшихся и творивших на сцене, не ужасались этому и, главное, не обижались. В состоянии театральной эйфории легче переносили для себя серьезные философские открытия, которые в другой обстановке, наверное, могли бы глубоко уязвить их самолюбие и нанести психологическую травму. Но на то оно и искусство, чтобы творить чудеса с людьми, в том числе и с недостатками и пороками, слабыми в своих нравственных устоях, перед соблазнами реальной жизни. Люди расставались со своим прошлым при посредстве театрального показа со смехом. А возможно, я и преувеличиваю силу театрального слова и действия. Но как бы там ни было, «Истерикон» оправдал высказывание его создателей о том, что это ужасно смешное и совершенно сумасшедшее исследование потребительского мира. Действие пьесы происходит в неожиданном, но удивительно точно выбранном месте – в виртуальном супермаркете. А все происходящее там больше похоже на съемку камерой скрытого наблюдения, чем на театральное действо. Но это наблюдение до скрупулезности отточенное и проницательное. Герои спектакля словно попадают под рентген-излучение, под которым ничего невозможно утаить ни снаружи, ни внутри своего организма и души.

Многие зрители, побывавшие на спектакле соглашались с его авторами: «Да, мы, действительно такие. В одном герое я увидел своего соседа, в другом – свою знакомую, в третьем – себя самого». Лица у людей были более открытые и их выражения – более осмысленные, чем до спектакля. Он заставил многих посмотреть на себя и свое окружение как бы со стороны. А, значит, стать лучше, в чем-то поправить себя.

Еще одно важное для самарцев открытие – они в своих слабостях и недостатках ничем не отличаются от американцев, англичан и немцев, о которых, собственно, и написана пьеса. Точнее, она написана обо всех людях земли и по своему внутреннему смыслу очень интернациональна и гуманна, так как показывает то, что больше объединяет, чем разъединяет людей разных национальностей. И это тоже искусство.

Следом за «Истериконом» немецкие друзья сегодня поставят в «Самарской площади» спектакль «Авторская арена», представляющий собой «читку с листа» в авторской импровизации, что важно, тоже, как и «Истерикон» - в подлиннике, на немецком языке. Для самарского зрителя искусство театралов из Германии также важно и интересно, как и то, что в городе на Волге и в столице России показывают отечественные мастера сцены. Кстати, как и немецкому зрителю, с удовольствием рукоплескавшему искусству самарских актеров и режиссеров. Ведь гастроли немецкой труппы стали ответным визитом друзей после того, как самарские актеры побывали в Германии, где обменялись опытом со своими коллегами.

Показанные в Штутгарте спектакли, в том числе классическая постановка «Играем Бидструпа», прошли с большим успехом. Так как в них тоже шла речь об общечеловеческих и понятных каждому, независимо от его национальности, ценностях. В переводе на немецкий там тоже не было никакой нужды. Многие немцы еще в школе изучали русский язык, часто общаются с русскими проживающими в Германии, и все поняли правильно. Сотрудничество между штутгартцами и самарцами продолжается. С каждым годом они становятся ближе друг к другу.

"