Posted 25 мая 2004,, 20:00

Published 25 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Громкое дело

25 мая 2004, 20:00
Следственными органами ФСБ возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве и выводе активов из Первого городского банка (ПГБ). Еще летом прошлого года банк пользовался неплохой репутацией, обслуживая компании, принадлежащие известному российскому меценату и предпринимателю Виктору Вексельбергу, который подарил Р

Любопытно, что заведено уголовное дело было по настоянию советника председателя правления нефтяной компании ЮКОС Семена Кукеса, которому банк не вернул крупную сумму денег. Эти деньги, как и средства других клиентов ПГБ, были якобы похищены компаниями, аффилированными Виктору Вексельбергу через подконтрольный ему банк «Альба Альянс», что в свою очередь и спровоцировало банкротство. Часть денег ПГБ действительно поступило на счета дочерних структур Вексельберга и его партнеров, но использовались они исключительно на гуманитарные проекты. Не исключено, что именно на них были куплены знаменитые яйца Фаберже.

Очевидно, что финансовый крах Первого городского банка – это лишь повод для атаки на Вексельберга, занявшего почетное третье место в списке самых богатых людей России. Размер личного состояния известного российского мецената стал предметом зависти не только для коллег по РСПП, но и многих крупных чиновников, известных своим умением отравлять людям жизнь. В любой другой цивилизованной стране Вексельберга давно бы возвели в ранг национального героя.



Был бы человек, а статья найдется

Так получилось, что структурами, существенно осложнившими жизнь Виктора Феликсовича, стали спецслужбы, которые наравне с Генпрокуратурой РФ участвовали в обысках ЮКОСа и его дочерних компаний. По похожей схеме раскручивалось и дело Первого городского банка.

Поскольку у следствия не было формальных поводов для возбуждения уголовного дела в отношении Виктора Вексельберга, главным подозреваемым сделали председателя правления ПГБ Максима Листовского – близкого друга Игоря Анненского, одного из лидеров КПРФ, совладельца банка «Альба Альянс» и соратника Виктора Вексельберга. Окажись Максим Валерьевич за решеткой, его наверняка бы заставили дать показания против старших партнеров по бизнесу. Поэтому он вынужден был покинуть Москву.

Упустив Листовского, спецслужбы переключились на КБ «Альба Альянс», через который, по их версии, происходило хищение денег клиентов ПГБ. Активы из ПГБ, как считают следователи, выводились при помощи векселей фирм-пустышек, ничем не обеспеченных кредитов и фиктивных сделок с офшорными компаниям. «Альба Альянс» солидный банк с безупречной репутацией. Он действительно осуществлял проводку денег, принадлежащих клиентам ПГБ, в том числе и на счет компаний, зарегистрированных в экономических зонах с льготным налогообложением. Но в этом нет криминала. Российское законодательство позволяет вполне легально минимизировать налогооблагаемую базу, в том числе с помощью офшорных фирм. Любой солидный бизнесмен, думающий не только о собственном кармане, но и о будущем России (а Виктор Вексельберг относится именно к этой категории), понимает, что взвешенная налоговая политика в компании является неотъемлемым залогом успешного развития бизнеса, а следовательно, и процветания страны. Если бы Вексельберг не сэкономил сто с лишним миллионов долларов за счет грамотно выстроенных финансовых схем, миллионы россиян никогда бы не увидели шедевров ювелирного искусства Фаберже.



Депутаты обвиняют

К сожалению, это понимают далеко не все, иначе бы банк «Альба Альянс» не стал объектом силовой акции правоохранительных структур. Единственное, чего не учли правоохранители: каждое действие рождает адекватное противодействие. За «Альбу Альянс» вступились депутаты Государственной думы от фракции КПРФ, в состав которой входил Игорь Анненский. Депутаты не побоялись встать на защиту тех, кто не жалеет ни сил, ни средств на поддержку истинно народной партии.

Чем же занимались следователи в стенах «Альба Альянса»? Как утверждают 18 депутатов Госдумы РФ, подписавших официальное обращение к Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову, «чтобы заставить беспрекословно подчиняться, четверо ни в чем не повинных программистов, среди которых была беременная женщина Бондаренко М.В., были принудительно изолированы и помещены под охраной в тесное и шумное производственное помещение.., в котором специально поддерживается пониженная температура». Согласно официальной версии, сотрудники спецслужб искали документы, связанные с делом о банкротстве ПГБ.

Как утверждают 18 депутатов Госдумы РФ, подписавших официальное обращение к генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову, представители спецслужб изначально занялись не своим делом, поскольку в соответствии с УПК РФ преступления, связанные с финансовыми нарушениями, относятся к подследственности органов внутренних дел. Удивительно, что столь очевидное нарушение не заметили в Генпрокуратуре РФ. Пришлось напомнить государеву оку, «что следователь ФСБ незаконно пошел на возбуждение уголовного дела».

Депутаты убеждены, что «атака на банк «Альба Альянс» носит «заказной» характер и «заказчиками» являются лица, которые, во-первых, хотели бы получить сведения, составляющие банковскую тайну, представляющую немалую ценность, и, во-вторых, дезорганизовать работу банка». Причем это не первая попытка. Отдельные представители спецслужб уже пытались получить у «Альба Альянса» информацию о финансовых операциях со средствами ПГБ. Это, как считают депутаты, лишь подтверждает «вывод о «заказном» характере неправомерной акции».

Нет сомнений в том, что беспрецедентные действия, предпринятые в отношении банка «Альба Альянс», в первую очередь были направлены против депутата Анненского И.А. в связи с осуществлением им своих полномочий, – пишут депутаты.

Помимо того, что Игорь Александрович партнер Виктора Вексельберга по бизнесу, он еще и известный политик. Именно Анненский, будучи депутатом Госдумы, инициировал внесение поправок в закон «О банках и банковской деятельности», которые существенно ограничили право силовых структур на получение информации. Без этих поправок правоохранительные органы заходили бы в любой банк, как к себе домой. А ведь банки являются хранителями конфиденциальной информации, за которую многие, в первую очередь представители криминальных структур, готовы платить большие деньги. Где гарантия, что, оказавшись у сотрудников спецслужб, такая информация не попадет затем в распоряжение людей с сомнительной репутацией?



Без вины виноватые

Одно уважаемое российское издание назвало Виктора Вексельберга общероссийским феноменом, бизнесменом ионического типа. В этих словах нет преувеличения. Именно компания Вексельберга приобрела блокирующий пакет акций ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС): созданной по инициативе правительства РФ компании, которой предстоит резко повысить эффективность услуг на рынке ЖКХ. Очевидно, что участие в этом проекте не принесет Вексельбергу финансовые дивиденды. Тем не менее, как истинный патриот, Вексельберг включился в процесс реформирования ЖКХ, реализуя за свои деньги на практике тезис о социальной ответственности бизнеса перед народом. И это не единственный пример, характеризующий Виктора Феликсовича как человека широкой души. Он не жалеет ни сил, ни средств на то, чтобы создать комфортные условия для рабочих своих заводов. В наше время олигархи предпочитают избавляться от социально значимых объектов (пансионатов, санаториев, в которых простые труженики могли бы поправить здоровье), на уральских заводах Виктора Феликсовича, расположенных в экологически неблагоприятных городах, рабочим выдают лук и чеснок, которые, как известно, являются лучшим профилактическим средством от многих заболеваний.

Как видите, отблагодарили Виктора Феликсовича за заботу о трудящихся своеобразно. Выпотрошив «Альба Альянс», спецслужбы взялись за его дочерние структуры. Следующей жертвой стала компания S.L. Capital Services Ltd, на счета которой поступили средств из ПГБ. Следователи арестовали ценные бумаги, принадлежащие компании. Эти действия не только нанесли ущерб крупному западному инвестору, но и дискредитировали политику открытых дверей, проводимую российским руководством в отношении западных капиталов.

Последнее время правоохранительные структуры все активнее интересуются элитой российского бизнеса, теми, кто, по сути дела, держит на своих плечах экономику России.

Как нам стало известно, начальник ФСЭНП МВД России Сергей Веревкин-Рохальский обращался к предыдущему главе милицейского ведомства Борису Грызлову с рапортом, судя по которому милиция активно копает еще и под инвестиционную компанию «Совлинк», также принадлежащую Игорю Анненскому и Виктору Вексельбергу. В марте 2002 года она продала S.L. Capital Services Ltd акции Сбербанка по цене 31 долл. за штуку, в то время как на фондовом рынке они стоили больше 130 долларов. По мнению Веревкина-Рохальского, в результате этой операции «Совлинк» занизил налогооблагаемую прибыль на 3 млрд. долларов. Эта история могла бы потянуть на громкую сенсацию вроде дела ЮКОСа, если бы не одна деталь. «Совлинк» сумел убедить руководство Министерства по налогам и сборам, что упомянутая сделка абсолютно законна. Тем не менее Веревкин-Рохальский посчитал это дело «перспективным для его реализации возбуждением уголовного дела».

Сотрудники экономического управления успокоились лишь после того, как Виктор Феликсович начал финансировать на предыдущих выборах в Госдуму РФ партию «Единая Россия».



Бизнесмен ионического типа

Несмотря на это, Виктору Вексельбергу и Игорю Анненскому не могут простить лояльного отношения к политическим силам, представляющим наименее социально защищенную часть россиян. Дело дошло до того, что крупный российский чиновник, представлявший страну на лондонской конференции имени королевы Елизаветы II, позволил себе некорректный выпад в адрес члена «совета директоров известнейшей нефтяной компании», усомнившись в его социальной ответственности.

Между тем именно в компаниях Виктора Вексельберга вопросы, связанные с социальной защитой работников, стоят на первом месте. «СУАЛ-Холдинг» в лице Виктора Феликсовича потратил целое состояние на покупку произведений искусства. Очевидно, что человек, подозреваемый в хищениях десятков миллионов долларов, не стал бы спонсировать крупные суммы на возвращение духовных ценностей России.

Но вернемся к делу ПГБ. Банк наконец-то ликвидирован. По логике, следующим шагом должна стать передача уголовного дела в суд либо его прекращение, но следствие, вопреки здравому смыслу, продолжается. Более того, оно вышло на новую стадию.

Стоит ли после этого удивляться, что влиятельные российские предприниматели уезжают за границу или переводят свой бизнес в другие государства (Игорь Анненский был вынужден на время покинуть Родину). На них вешают постыдные ярлыки, обвиняя в выводе капитала. Между тем законы экономики, по которым живет весь цивилизованный мир, гласят, что бизнес развивается лишь там, где ему дают развиваться, а не душат с помощью спецслужб.




Каются все

"