Posted 26 апреля 2013,, 19:22

Published 26 апреля 2013,, 19:22

Modified 8 марта, 05:00

Updated 8 марта, 05:00

Пожар в больнице: виноваты медики, пожарные, чиновники или нормативы?

Пожар в больнице: виноваты медики, пожарные, чиновники или нормативы?

26 апреля 2013, 19:22
Пожар в больнице: виноваты медики, пожарные, чиновники или нормативы?

По факту пожара в подмосковной психоневрологической больнице возбуждено уголовное дело. Следователи намерены проверить руководство больницы, организацию, устанавливавшую сигнализацию, пожарных, прибывших на место с большим опозданием, а также местных чиновников. Но, судя по первой полученной информации, никаких нарушений в деятельности учреждений и спецслужб не было. Все соответствовало установленным нормативам. Почему же такой трагический исход?

Больница соответствовала нормативам

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, посетившая сегодня место трагедии в Дмитровском районе, выяснила, что психиатрическая больница № 14 при получении лицензии соблюдала необходимые требования. «Формально все было сделано правильно. В августе получена лицензия. Тем не менее, сегодняшняя ситуация произошла. Причины определит Следственный комитет», - сказала, по данным РИА Новости, министр.

Наличие трех медсестер при спящем отделении с 38 пациентами вполне соответствовало профилю учреждения. «Это не многопрофильное учреждение, и здесь нет возможности накопить персонал по всем отделениям, чтобы была на всякий случай работоспособная команда ночью», - утверждает Скворцова. По ее данным, количественный состав дежурной бригады в сгоревшем корпусе клиники соответствовал нормативам.

Взволновавшую ранее общественность информацию, что пациенты психушки были накачаны седативными препаратами, а некоторые из них еще и были привязаны к кроватям, Скворцова опровергла.

«После разговора с главным врачом, я могу сказать, что в целом абсолютно адекватно велись все больные. Никаких средств фиксации этих пациентов или каких-то других, которые не позволили бы им быстро отреагировать, подобных средств не применялось», - сказала министр.

Что касается снотворных, то они применялись, но лишь в четверти случаев. «Только 25-30 % пациентам не требовались седативные препараты на ночь, остальным в связи с заболеваниями и предписаниями врача давались те или иные препараты», - такие данные получила Скворцова.

Сигнализацию проверяли 10 апреля – она работала

Следствие заинтересовалось организацией, устанавливавшей в больнице пожарную сигнализацию. «Следователями установлена коммерческая организация, которая монтировала пожарную сигнализацию в помещениях психиатрической больницы. В ближайшее время будут допрошены руководство и сотрудники этой организации», - заявил сегодня утром Следственный комитет.

Позже следователи изъяли документы в ООО «Надежность» - именно она являлась тем самым подрядчиком на установку противопожарной системы.

Генеральный директор фирмы Владимир Козлов подтвердил, что следователи опросили руководство компании как свидетелей. По поводу сигнализации он пояснил, что она была исправна и проверялась в текущем мясце.

«Там стояла обыкновенная стандартная автоматическая система пожарной сигнализации для оповещения о пожаре, с дымовыми датчиками, - поведал Козлов. - Она сработала вовремя. И поэтому дежурный персонал, у них еще стояла прямая связь с пожарной частью, они сразу позвонили и вызвали наряд. В этом плане задержек не было. Система стабильная, работает уже давно, на многих объектах. У нас договор на обслуживание, мы регулярно туда ездим, вот только 10 апреля проверяли все корпуса. Система работала в исправном состоянии, у нас есть журнал, он ведется, ответственный в нем расписывался».

«Всех подробностей я не знаю, - добавил директор фирмы. - Да, нас как свидетелей опрашивали, что у нас договор на обслуживание, что она в рабочем была состоянии, что там произошла сработка. Данных о том, как в дальнейшем передали информацию, сколько ехали пожарные - этих данных у меня, к сожалению, нет».

Скворцова также заявила журналистам, что на модернизацию системы противопожарной безопасности сгоревшей в Подмосковье психоневрологической клиники в 2012 году выделялось 9 млн рублей.

«На модернизацию системы противопожарной безопасности этой больницы в прошлом году было выделено 9 миллионов рублей», - сказала министр. По ее словам, на эти деньги должны были закупаться раздвижные решетки на окна и противопожарные колпаки, а деревянные конструкции пропитываться специальным огнеупорным составом. Было ли это выполнено – не уточняется.

Пожарные ехали из трех ПЧ: Дмитровского, Рогачевского и Некрасовского

Больше всего вопросов по случившемуся к пожарным, так как промедление в помощи профессионалов в данном случае было смертельным. А пожарные добирались до места более часа.

В управлении информации МЧС России сообщили, что на вызов в больницу были отправлены расчеты из трех пожарных частей - ПЧ-35 из Дмитрова, ПЧ-117 из села Рогачево и ПЧ-119 из поселка Некрасовский. Ближайшая часть находится в Дмитрове – в 45 километрах от Раменского. Но паводок, из-за которого не работала переправа через канал имени Москвы, удлинил путь дмитровских пожарных до 70 километров.

В итоге ближайшей к больнице пожарной частью на сегодняшнюю ночь оказалась Рогачевская – в 51 километре.

Возможностей прислать пожарных из других частей Московской и Тверской областей к горящей больнице в поселке Раменский не было, утверждает директор департамента надзорной деятельности МЧС России генерал-лейтенант Юрий Дешевых. Пожарная часть Талдомского района Подмосковья, которая находится недалеко, была отрезана от места трагедии неработающей переправой. Пожарные части в Тверской области расположены на расстоянии - 68 и 91 километров.

«Этим летом региональные власти планировали открыть пожарный пост в 10 километрах от поселка Дмитровский», - добавил Дешевых. Не успели.

Сотрудникам МЧС предстоит отчитаться за свое промедление перед СК. Следователи обещают дать объективную оценку их действиям.

Все ли сделали чиновники?

Дешевых утверждает, что создание пожарных частей в населенных пунктах находится в компетенции местных властей. Следствие намерено оценить работу чиновников Дмитровского района Подмосковья в связи с гибелью 38 человек на пожаре в больнице.

«Устанавливается круг ответственных лиц, изымается документация в контролирующих учреждениях района и в его администрации», - говорится в сообщении СК.

«Следствие намерено установить не только причину пожара и непосредственных его виновников, но и дать юридическую оценку действиям всех чиновников и других лиц, действия или бездействие которых в конечном счете привели к трагедии», - отмечает ведомство.

Конечно, если виновных найдут и накажут, многие вздохнут спокойно. Потому что проще оштрафовать, уволить, и даже посадить злоумышленника, чем изменить систему. Возбуждение уголовного дела по статье «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц» предполагает поиск нарушителя и наказание его – до 7 лет лишения свободы. Но что если нарушений не было?

Хватит ли запала у властей сделать так, чтобы в каждой больнице региона в случае ЧП каждого пациента успели бы эвакуировать – даже лежачего, даже крепко спящего, даже находящегося в коме? Чтобы больницы не горели, как спички – сегодня ночью 420 квадратных метров занялось за час, - и хотя бы палаты были построены из огнеупортных материалов? Чтобы пожарные смогли добраться до места максимально быстро, даже в период половодья и бездорожья? Чтобы пожарные части были оснащены всем необходимым (а не так, как Солнечногорске – см. материал «Новых Известий» от 27 марта)

Случай в больнице Раменского стал очередным в цепочке подобных трагедий. Чтобы она прекратилась, нужно немало денег и усилий. Сегодня президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев, врио губернатора Андрей Воробьев, министры и чиновники – все отдали массу распоряжений. Вопрос и в том, те ли это распоряжения, и в том, как они будут выполнены: будут ли изменены сами нормативы, не защищающие людей, или все сведется к стандартным проверкам тех частично полезных средств и мер, которые уже есть.

"